Ноябрьский городской театр представил очередную премьеру – спектакль «Дикие» по мотивам пьесы Александра Вампилова «20 минут с ангелом».

Ноябрьский городской театр представил очередную премьеру – спектакль «Дикие» по мотивам пьесы Александра Вампилова «20 минут с ангелом».

Уже классика
Выдающийся советский драматург Александр Вампилов рано ушел из жизни, но оставил потомкам бесценный багаж произведений. По его пьесе «Старший сын» в 1975 году был снят блистательный фильм с Евгением Леоновым и Николаем Караченцовым в главных ролях, а в 1979-м на экраны вышел еще один киношедевр «Отпуск в сентябре», в основу которого легла пьеса «Утиная охота». В нем снялись легенды советского кинематографа Олег Даль, Ирина Купченко, Наталья Гундарева и Юрий Богатырев.
Одноактная пьеса «20 минут с ангелом», вошедшая в цикл «Провинциальные анекдоты», не столь известна широкому зрителю, хотя и она много раз ставилась на сцене как профессиональных, так и любительских театров. Художественный руководитель НГТ Анатолий Лобанов говорит, что Вампилов – один из любимых его авторов. Вышеупомянутую одноактовку, написанную в конце 60-х годов прошлого века, он взял в работу потому, что она по сей день не утратила актуальности. Да и вряд ли утратит в будущем. Ведь тема, которая в ней затрагивается, вечна.

Похмельный синдром
Угаров и Анчугин, двое командированных в другой город мужчин (актеры Сергей Сухопаров и Сергей Козенков), пропили все деньги и на опохмел попытались взять взаймы у своих соседей по гостинице. Им и нужно-то было всего 3 рубля 62 копейки – столько стоила тогда бутылка водки. Однако в долг никто не давал. В отчаянии один из пьянчуг, высунувшись в окно, начал громко взывать к прохожим. Делал он это, разумеется, безо всякой надежды на успех. Однако помощь неожиданно пришла.
Совершенно незнакомый человек (в роли агронома Хомутова Андрей Мотев) принес им не три, а целых сто рублей – большие по советским временам деньги. И не взаймы, а просто так – безвозмездно, от чистого сердца. Но ведь такого не может быть! В самом деле, кто же в здравом уме и трезвой памяти вот так – за здорово живешь – возьмет и отдаст такую сумму первым встречным. Ни беспутные главные герои, ни их «благополучные» соседи по гостинице не могли в это поверить и устроили благотворителю настоящую травлю. Поверили же только тогда, когда он раскрыл истинную причину своего поступка. Причину очень для него неприятную – она жгла его сердце и терзала душу. Впрочем, не буду раскрывать всех секретов пьесы.

Смех – это серьезно
В афише было написано, что спектакль поставлен по мотивам пьесы. То есть авторы привнесли в нее что-то свое. Режиссер Анатолий Лобанов вампиловскую «короткометражку» дополнил ярким прологом, рассказывающим, что предшествовало мрачному похмелью героев. Добавил двух действующих лиц – разбитных девиц, с которыми наши гуляки весело проводили время.
Первая часть спектакля изобилует смешными репризами, элементами буффонады и пантомимы. Было очень забавно наблюдать, как герои просыпаются, мучаются с похмелья, ищут вожделенную трешку. Чтобы зал покатывался со смеху, актерам (вот уж убедительно сыграли!) часто даже не нужно было произносить свои реплики.
Потом Лобанов раскрыл секрет: эти смешные примочки оказались самыми трудными элементами постановки. От некоторых находок сознательно пришлось отказаться, чтобы не скатиться в пошлость, не разрушить тонкую материю вампиловского мироощущения. Несколько видоизменил режиссер и финал. Он сделал его более глубоким, философским и трогательным. То, что начиналось как бытовой анекдот, закончилось как притча. И это, без сомнения, еще более повысило художественную ценность спектакля.
Очень помогла сценография. Стараниями Анатолия Лобанова и художника-постановщика Дениса Денисова вместо традиционного гостиничного номера перед зрителем предстало нечто совершенно иное. В центре сцены возвышалась пирамида со ступенями, увенчанная шпилем телевизионной антенны. Как выяснилось ближе к развязке, это было сделано не просто так: в финале пирамида стала для героев некоей концептуальной Голгофой, а антенна – крестом.
Вообще, насколько я заметил, в спектаклях Лобанова на сцене ничего не стоит и не висит просто так. Каждая деталь имеет свой смысл и подтекст. Каждый предмет мебели или реквизита вместе с актерами играет свою роль, помогая донести авторский посыл до зрительских сердец.

Тонкие материи
Надо заметить, публика посыл уловила. На финальных аплодисментах кто-то даже прослезился.
– Часто мы пренебрежительно относимся к милосердию, состраданию. В погоне за какими-то сиюминутными благами и выгодами люди забывают о том, что они существа, наделенные душой. И спектакль все это очень хорошо дает прочувствовать, – поделилась впечатлениями одна из зрительниц.
– Мы старались предельно аккуратно обращаться с духом и буквой Вампилова, равно как и с религиозными нюансами. Ведь и то, и другое – очень тонкие и деликатные вещи. Где-то немного пережал, и все порвалось, – размышляет Анатолий Лобанов. – Надеюсь, автору пьесы понравилось бы то, что у нас получилось.
К следующему показу спектакля, который состоится 27 марта, режиссер и актеры еще многое хотят доделать, отшлифовать. Возможно, и привнести в постановку что-то новое. Ведь театр – это живой организм. Он не терпит статики и хиреет от штампов.

DSC 8008

DSC 7981

DSC 7974

Фото Дмитрия Агатия.

ntiamig newlogo radio