В этом году этнографический диктант в Ноябрьске написали около 100 человек. Традиционно в городе работали две площадки: в Интеллект-центре и Музейном ресурсном центре.

В этом году этнографический диктант в Ноябрьске написали около 100 человек. Традиционно в городе работали две площадки: в Интеллект-центре и Музейном ресурсном центре. 

Участникам предстояло ответить на 30 вопросов: 20 – общие для всех, 10 – региональные, уникальные для каждого субъекта РФ. На выполнение заданий отводилось 45 минут, максимальная сумма баллов – 100. 

Трудности в ответах возникли практически у всех участников, это я выяснила в кратком опросе после сдачи бланков. Да и сама неоднократно задумывалась: например, в алфавите какого языка 66 букв – адыгейском, ительменском, нивхском или татарском? Ничтоже сумняшеся написала – в татарском. Однако сидящий в соседнем ряду советник главы города Ильдус Резяпов отрицательно покачал головой: мол, нет в алфавите моего родного языка столько букв. Оказалось, в адыгейском.
Или вот еще вопрос на засыпку: каким группам населения России принадлежат эти названия – котляры, ловари, сэрвы, крымы? Из предложенных вариантов самыми загадочными народами для меня были караимы, к ним я и отнесла перечисленные этносы.

1717 1

После диктанта мы в редакции обсуждали ответы и вопросы, коллеги предложили свой вариант – цыгане. И попали в точку: цыгане-сэрвы проживали на территории Украины, в Венгрии они назывались ловари, унгари, в Румынии – кэлдэрары.
Что касается последних десяти вопросов о народностях Ямала, то на них отвечать было легче: сегодня в эфире много телевизионных программ по истории округа, газетных и журнальных публикаций.
Хотя последний, тридцатый вопрос поставил меня в тупик: постройка карамо чья? Это такое жилище на склоне холма или горы, в которое можно было заплыть на лодке. У ханты и ненцев такого нет, оставались коми и селькупы – вот последние-то как раз выкапывали дом в горе. Первое помещение – сени – не имело передней стенки, именно в него втаскивали лодки.
Скоро оценки работ станут известны экзаменуемым. Порадоваться пятерке или огорчиться двойке можно будет 10 ноября на сайте Федерального агентства по делам национальностей fadn.gov.ru, набрав свой идентификационный номер. Либо на сайтах Музейного ресурсного центра museum-noyabrsk.ru и Централизованной библиотечной системы Ноябрьска ncbs.ru.

1818

Разные нации, народности, этносы

Игорь КОНКИН, педагог:
– Я работаю учителем истории в школе № 9. Пришел на диктант со своими учениками, у меня выпускной одиннадцатый класс, поэтому ребятам нужно привыкать к экзаменационным испытаниям. А задания в диктанте, на мой взгляд, были сложными и многоплановыми, на стыке географии, истории, литературы и других наук.
Земфира КОМИНА, пенсионерка:
– Географический диктант был легче, и хотя я готовилась к сегодняшнему испытанию, но во многих ответах сомневаюсь.
Людмила ХАСАНОВА, специалист по работе с молодежью:
– Задания поставили меня в тупик. Я просто оказалась не готова к такой проверке знаний.
Фарида КАДНЕВА, воспитатель детского сада «Надежда»:
– Я из Дагестана и осознаю, что национальный вопрос очень серьезный. Понимание традиций народов – основа дружеского расположения. Поэтому этнографические диктанты в России нужны: хотя бы таким образом мы будем интересоваться жизнью коренных северных народов или других малых сообществ.

Фото Ольги Арсенюк

ntiamig newlogo radio