Хрупкая красота в технике фьюзинга и моллирования

Хрупкая красота в технике фьюзинга и моллирования. Наш старый, но вечно молодой знакомый – художник Валерий Чалый готовится к биеннале.

Он автор монумента «Человек читающий», который занял первое место в конкурсе брендов Ноябрьска. Создатель интерьерных композиций в Тобольско-Тюменской епархии, Музейном ресурсном центре, парках и скверах Ноябрьска. Изобретатель теперь уже легендарного комара, ставшего символом Ямала.

ПРОСТО СОЗИДАЮ МИР
Сказать, что Валерий Чалый просто художник, – значит ничего не сказать. Его вечно мятущаяся и чего-то ищущая личность многогранна: кузнец, скульптор, живописец, сварщик, резчик по стеклу, кости, дереву и металлу, чеканщик и каменщик. Вот далеко не полный перечень творческих ремесел, которыми в совершенстве владеет Чалый. Каждый год в его мастерской на КС-1 (компрессорная станция Вынгапуровского линейного производственного управления магистральных газопроводов) после зимы появляется что-то новенькое.

IMG 6393
– Вы видите декоративную композицию из стекла, выполненную в технике фьюзинга, – знакомит нас с недавно сделанными работами Валерий Чалый. – Это рыбки-нерки, самец и самочка.
Фьюзинг (fusing, от англ. fuse – «спекание, плавка») – относительно новая технология изготовления витража с помощью спекания цветного стекла в печи. При температуре 800 °C и выше стекло становится однородным, кусочки вплавляются друг в друга.

РАБОТА КАК ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ
– Я посмотрел документальный фильм «Нерка. Рыба красная» и был впечатлен красотой этой рыбы, ее готовностью к самопожертвованию, крайней формой альтруизма. Ведь она после того, как отмечет икру, умирает. Последние минуты и часы жизни этой красивой рыбы – настоящая феерия в природе. Когда нерка идет на нерест, преодолевая стремительное встречное течение, кто только на нее не охотится. Медведи, чтобы наесться до отвала, рыбаки, чтобы выловить и засолить на зиму. А вокруг этого буйства стоит золотая осень. И вот приходит она в верховья рек, нерестится и умирает, а потом наступает зима и, как саваном, накрывает все.

IMG 6470
Стеклянная красота, по словам художника, создается легко, если знать, как правильно и последовательно выполнять необходимые операции в муфельной печи для фьюзинга и моллирования.
Моллирование (от лат. mollio – «размягчаю, плавлю») – технология формовки промышленных и художественных криволинейных изделий из нагретого листового стекла.
– Делается это так. Выкладываю ровно стекло, нагреваю до определенной температуры, и в итоге оно начинает прогибаться под своим весом. Например, для спекания нужна температура в среднем 800 °C, для моллирования достаточно 400-450 °C.

ГАЗОКОМПРЕССОРНОЕ СЕРДЦЕ
Яркий пример, где Валерий Чалый применил одновременно фьюзинг и моллирование, – это создание, как он выразился, малой архитектурной формы. Хотя как посмотреть и с какого ракурса. Представьте, над вами нависает трехметровое панно, выполненное в технике классического паяного витража. Здесь, кроме стекла, художник использовал еще и металл.

IMG 6427
– Эта творческая композиция будет установлена на территории моего предприятия. Почему? Потому что она сугубо профессиональна. Вы видите на витраже трех турбинистов – рабочих из газокомпрессорной службы, конечно, здесь же их инструмент – гаечные ключи. Еще по замыслу автора, то есть меня, на панно изображена символическая работающая газокомпрессорная турбина, сердце компрессорной станции и один из самых важных элементов всего магистрального трубопровода.

ДАВНО ЗАБЫТОЕ, НО МИЛОЕ СЕРДЦУ
Валерий Чалый признается, что, кроме вышеперечисленных работ, в последнее время стал чаще увлекаться живописью. Рука по зову души так и тянется сделать мазок на полотне. Иногда достает из собственных запасников старые картины и дорабатывает их.

IMG 6394
– Вот, например, эта картина маслом стояла у меня недописанная с 2002 года. А потом вдруг пробило, и я понял, что надо сделать. Добавил много деталей, которые мне вдруг привиделись. Я сам рыбак-любитель, и вся сцена на картине основана на моих наблюдениях и личном участии в подобных мероприятиях. Пусть здесь и отображено действие на природе, но это тоже история нашего Ноябрьска и его жителей. Поэтому я решил выставить картину на окружном биеннале «Портреты родного города». Необязательно же должен быть урбанизированный эквивалент городского ландшафта. Чем хуже вот такая часть нашего города?
Биенна́ле (лат. bis – «дважды» + annuus – «год») – художественная выставка, фестиваль или творческий конкурс, проходящие раз в два года.

ДУШЕВНЫЙ ОТДЫХ
Валерий не раз наблюдал, как иногда на реке скапливается до нескольких сотен человек и машин. У каждого рыбака термос с горячим чаем или кофе, сало, хлеб, обязательно черный, и лимон. Иногда можно видеть и такую картину: у кого-то клюнуло, и он стремительно убегает из кадра, отрывается от общей тусовки.
– А как иначе, бывает, что язь так долбанет, что и удочку за собой в лунку под воду утащит – лови ее потом. Есть среди рыболовов и знаковые фигуры. Вот идут двое – взрослый мужчина Юрий Станиславович и его сын Сашка. К сожалению, это изображение уже как память, Юрий от осложнений после ковида умер в январе. Я считал его самым здоровым человеком на моей памяти, настолько он был вынослив и физически силен от природы. Но так случилось, что вирус не пощадил его. Грустно, конечно, но надо жить дальше. И творить тоже. В планах у меня много интересного, но об этом чуть позже, пока секрет, заинтригуем наших горожан.

ntiamig newlogo radio