В первый месяц весны мы романтичны и сентиментальны, даже в спорах о лириках и физиках находим золотую середину. Но если отбросить праздные рассуждения и подойти к проблеме со всей серьезностью, то окажется, что выбрать направление – социально-гуманитарное или физико-математическое – нелегко. Об этом и многом другом поговорим с Натальей Путинцевой, учителем русского языка и литературы школы № 6.
В первый месяц весны мы романтичны и сентиментальны, даже в спорах о лириках и физиках находим золотую середину. Но если отбросить праздные рассуждения и подойти к проблеме со всей серьезностью, то окажется, что выбрать направление – социально-гуманитарное или физико-математическое – нелегко. Об этом и многом другом поговорим с Натальей Путинцевой, учителем русского языка и литературы школы № 6.
ДЕТЯМ ВХОД РАЗРЕШЕН
Наталья Михайловна – частый гость редакции: участница конкурсов и фестивалей, руководитель методических объединений, ведущая профессиональных вебинаров, вдохновитель мастерской выразительного чтения, получатель различных грантов, фанат театра теней и кукольных спектаклей, любительница романов Александра Грина и много чего еще. Никак не обойтись без штампа: спортсменка, комсомолка и просто красавица. А главное мы припасли на закуску: мама двух сыновей – Павла, без пяти минут выпускника школы, и Самира, ученика 6 «Б», где Наталья Путинцева – классный руководитель.
– У меня два классных руководства, – улыбается Наташа. – Восьмиклассники – мои родные, я их еще с начальной школы веду, а шестиклашки – «подкидыши». Я их так любя называю, скоро будет два года, как приняла малышей под свое крыло, и никому не отдам.
Полсотни душ, за которые учитель – вторая мама – отвечает от и до. И все бы ничего, но еще подготовка уроков для шестого, двух восьмых и одиннадцатого классов. То есть впереди ЕГЭ и прочие выпускные прелести – напомним читателям о непростой стезе преподавателя-словесника. Хотя сегодня компьютерные технологии активно вмешиваются в творческий процесс, но вряд ли делают его легче.
– Наряду с традиционными формами обучения учителем используются цифровые, – скучным голосом информирует Наталья Михайловна. – Электронные ресурсы пришли в образовательный процесс навсегда, главное, чтобы программное обеспечение было современным.
Для Путинцевой онлайн-занятия мало чем отличаютсяот офлайн-обучения. В разгар пандемии (в 2020-м) Наталья Михайловна проводила на базе шестой школы семинары для педагогической общественности города под названием «Один ученик – один компьютер» (с того времени мы знакомы с героиней нашего рассказа, а недавно перешли на «ты»).
– Быть экспертом по информационно-коммуникационным технологиям – значит уметь самому погружаться в образовательную электронную среду, а еще учить этому других, – констатирует моя визави.
Остается лишь удивляться, как преподавателю русского и литературы, незнакомому с языком программирования, так легко даются цифровые премудрости.
– Я в основном самоучка, – делится секретами Наталья. – В Сети множество сайтов и обучающих тренингов. Более десяти лет назад пришла в интернет-сообщество «Могу писать» и застряла там навсегда. Каждое лето мы встречаемся в разных городах: Санкт-Петербурге, Архангельске, других географических точках. Программу занятий получаем заранее, помимо учебы, общаемся друг с другом и помним, что это самая большая роскошь на свете.
Природное любопытство и профессиональная неугомонность толкают Путинцеву к тому, чтобы пробовать разные методы преподавания: теоретические, практические, игровые. Главное, что все открытия – большие и малые – она приносит в класс, на урок, к детям.
ЭКЗАМЕН НА КАЧЕСТВО
В начале года Наталья Путинцева участвовала в конкурсе «Педагог года». По итогам состязаний она вошла в пятерку лучших преподавателей Ямала.
– Серьезным испытанием был урок. Обучение я провожу в движении, использую запоминалки, при которых дети двигаются и усваивают нужный материал, – поделилась впечатлениями от январской демонстрации навыков и умений Наталья Михайловна. – В первую очередь занятие должно понравиться детям, чтобы у них остались приятные воспоминания от контакта с учителем.
Есть схемы, разработанные Министерством просвещения, стандартные шаблоны, но их нужно наполнить конкретным содержанием: сценарий урока (тема, объяснение, закрепление); видеоизображение, подкрепляющее правило; интерактивный элемент; игра. Все это отлично заходит малышам и подросткам, главное, подобрать примеры, соответствующие возрасту ребенка.
Мышление детей сегодня во многом фрагментарное, им сложно прочесть четыре тома «Войны и мира» Льва Толстого. Но они могут посмотреть экранизацию романа. Изучая творчество Александра Островского, уместно сходить на спектакль, предложенный к просмотру Ноябрьским городским театром (в репертуаре есть несколько классических пьес). Кстати, 4 марта труппа покажет премьеру «Не все коту масленица», милости просим!
Говорила Наталья Путинцева и о воспитании культуры чтения: во многих домах ноябрян днем с огнем не сыщешь книжных полок.
– Если родители не читали маленькому сыну или дочери на ночь сказки, то заставить подростка взять в руки томик Пушкина, Лермонтова, Блока будет сложно, – грустно произносит дипломированная филологиня. – Я стараюсь использовать межпредметные связи: например, если мы читаем поэму Николая Некрасова «Русские женщины», то нужно рассказать о восстании декабристов. И здесь на помощь приходит фильм Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья». Или, например, дети любят фантазировать на тему «Алых парусов» Александра Грина, история любви Ассоль и капитана Грея может быть дополнена развитием сюжета: что будет дальше, как сложится судьба молодых людей, когда морские волны унесут парусник в дальнюю даль.
За беседой мы забыли о времени. Четыре часа пролетели как одно мгновение. Записаться мне, что ли, в школу № 6 к педагогу Путинцевой? Только вот не знаю, какой класс выбрать – шестой или восьмой. Учиться у нее круто: она виртуоз в своем деле, и балбесничать там не получится. Наталья Михайловна спешит жить, думать, чувствовать. Придется соответствовать!
Фото из архива Натальи Путинцевой