Декабрь стал для Ноябрьска одним большим образовательным тренингом.Были организованы конференция «Наше будущее – Ямал. Диалоги в музее», Неделя науки и инноваций в сфере молодежной политики, форум «Гуманитарное образование Ямала».

Декабрь стал для Ноябрьска одним большим образовательным тренингом.Были организованы конференция «Наше будущее – Ямал. Диалоги в музее», Неделя науки и инноваций в сфере молодежной политики, форум «Гуманитарное образование Ямала».

Какой прок от уроков

А еще на базе Центра духовно-нравственного воспитания состоялись VII Епархиальные Рождественские образовательные чтения. Вот о них-то мы и поговорим сегодня.
Тема чтений – «Нравственные ценности и будущее человечества». 61 доклад прозвучал в семи секциях: «Православие и образование, воспитание», «Православие и культура», «Православие и семья», «Православие и молодежь», «Православие и СМИ», «Социальное служение Русской православной церкви во взаимодействии с учреждениями здравоохранения и социального обслуживания», «Православие и взаимодействие с правоохранительными органами и казачеством». В последней был лишь один доклад – «Опыт духовно-нравственного воспитания в кадетских классах, реализующих образовательные программы с использованием культурно-исторических традиций казачества», подготовленный преподавателем ноябрьской школы № 5 Татьяной Минейкиной. Что касается социального служения, то и здесь участвовали одни ноябряне – Наталья Прокофьева (детский сад «Малыш»), Марина Митрофанова (Дворец молодежи), Юлия Мурзина (Ноябрьская православная гимназия). Другие муниципальные образования сегодня активно перенимают опыт социального служения у наших общественников и православной общины. Именно это направление нынче востребовано как никакое другое.

DSC 4135

В ладу с собой и миром

Об этом на чтениях говорила Ольга Балабанова, христианский психолог, сотрудник координационного центра по утверждению трезвости синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению патриархии Русской православной церкви.
– Без четких нравственных ориентиров человек впадает в зависимость от пагубных привычек. Сегодня в обществе существует 400 зависимостей, завтра их станет еще больше. Противостоять порокам трудно, появляются такие соблазны, о которых лет двадцать назад и слыхом не слыхивали: игромания, интернет-зависимость. Многие психологи и педагоги не умеют справляться с такими проблемами. Иной раз бывает, что именно батюшка оказывается лучшим психологом. Священник, разговаривая в храме с прихожанами, наставляет заблудших на путь истинный. Ведь если молодого человека тянет выпить, уколоться, значит, у него проблемы с духовностью (а скорее с бездуховностью), ибо выстраивается цепочка: дух – душа – тело. Развивать эмоциональную духовную сферу подростка – значит лечить его. Необходимо найти опору в лице старшего товарища, педагога, батюшки. Ни в коем случае нельзя, чтобы подростки воспитывали друг друга, они могут лишь усугубить вредные привычки, спровоцировать еще один виток.
Не следует выталкивать детей в 16 лет за порог родительского дома, нужно подольше удерживать их в полноценной семье, в которой есть бабушки, дедушки, мамы, папы, братья и сестры, чтобы сохранялась многоукладность. Намного легче переживать кризисы вместе. А у нас даже понятие «дом» благодаря каналу ТНТ претерпело изменения, ведь не просто так многие сегодня избавляются от телевизоров. Подростки нуждаются в наглядных примерах семейного счастья.

Показать путь

В 12-13 лет у подростка возникает потребность в самоопределении: он готов не только слушать, но и говорить, рассуждать. Важно правильно расставить акценты: педагог не должен возвышаться над ребенком, можно общаться, например, с помощью элементов ролевых игр. Надо честно ответить самим себе, во что мы верим. Каково наше отношение к добру и злу – не абстрактному, а конкретному: выпивке, курению, разводам, абортам? Мы за или против? Нельзя, чтобы на словах у нас было одно, а на деле другое.
Психологам приходится переучиваться на ходу: надо показать путь, по которому следует идти подростку, находящемуся в зоне риска. Идти туда, где ему помогут. Педагоги и воспитатели сегодня работают в инновационном поле, они изучают методы, которыми можно воздействовать на ребят.

DSC 4283

Чадолюбие с оглядкой

– Мы помогаем наркозависмым, алкоголикам, ВИЧ-инфицированным, членам их семей, и в этом наше социальное служение, – расставляет акценты психолог Балабанова. – Иногда я думаю, что люди, отторгнутые обществом, – это и есть прихожане двадцать первого века. Куда идти бывшим уголовникам, наркоманам, алкоголикам? Кто протянет им руку помощи, не отвернется и не бросит в них камень? А ведь это чьи-то сыновья, отцы, братья… Люди по образу Божьему. Богословы говорят о нескольких типах веры – созерцательной, эстетической, законнической. А наша вера – та, в которой есть Господь, социальная. Ибо сказано: я был наг, ты одел меня; я был голоден, ты накормил меня. Есть такие люди – христоподобные. Так служила доктор Лиза.
Слушая Ольгу Владимировну, я думала о том, что в Ноябрьске тоже есть такие люди, которые идут в старые общаги, опустевшие деревяшки. Находят там маргиналов, деклассированных элементов, асоциальных типов. Помогают им. Кто-то возрождается, восстанавливается с Божьей помощью. Многие умирают, при этом не ропщут и никого не клянут. Уходят, примирившись с Богом. Служение сирым и убогим издавна существовало на Руси: благотворители строили богадельни, сиротские дома. Называлось это христовым деланием.
– Осмелюсь утверждать, что общество становится более милосердным, – резюмировала докладчик. – Государство обратилось в сторону традиционных ценностей: министр образования и науки Ольга Васильева – человек верующий. Уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова замужем за священником, у них в семье шестеро детей. Сама Анна Юрьевна приверженка христианской психологии. Хочу сказать, что поле социального служения огромно: каждый может внести свою лепту, научиться понимать других. Надо помнить о том, что у человека есть список грехов и свиток добродетелей. Это как в притче о волке, которого ты кормишь: кто-то – злого, а кто-то – доброго.


В тему

Программа профилактики рискованного поведения детей и подростков «ЛадьЯ» получила поддержку Министерства образования и науки Российской Федерации и отдела внешних церковных связей Русской православной церкви. У программы православные основы, но ее целью не является привлечение людей к вере. С подростками говорят об общечеловеческих ценностях. «ЛадьЯ» не только объясняет, что такое плохо, но и как этого не делать. Программа прошла апробацию на территории разных регионов России, на Ямале – в Надыме и Надымском районе.

ФОТО ДМИТРИЯ АГАТИЯ

ntiamig newlogo radio