В Музейном ресурсном центре открылась выставка «Границы графики. Графика Сибири и Урала второй половины XX – начала XXI веков».

В Музейном ресурсном центре открылась выставка «Границы графики. Графика Сибири и Урала второй половины XX – начала XXI веков».

Вниманию зрителей представлены литографии и линогравюры из фондов МРЦ, а также частных собраний коллекционеров ДмитрияФролова, Сергея Баранова, Галины Гурьяновой. Демонстрируются работы как широко известных, признанных мастеров, так и молодых, начинающих художников из Челябинска, Екатеринбурга, Омска, Новосибирска, Перми, Салехарда, Ноябрьска.

КРУПИЦЫ МНОГООБРАЗНЫХ МИРОВ

Надо сказать, что сегодня просвещенные умы относят к графике все, что выполнено на листах (в отличие от живописи, к которой относится все, что рисуют на холсте. – Прим. авт.): акварели, рисунки карандашом и тушью, работы, выполненные в смешанной технике. Они также представлены в экспозиции, хотя я думаю, что в первую очередь это должны быть офорты, экслибрисы и ксилография. Разбираться в жанрах и многообразии техники этого направления ноябрян научил ямальский меценат, культуролог и просто ходячая энциклопедия искусства Дмитрий Фролов. Дмитрий Александрович в этом году окончил магистратуру в Санкт-Петербурге, в округе же и за его пределами он известен как руководитель Института художественных и гуманитарных проектов.

DSC 7509

Перечислять выставки, проекты, фестивали, конкурсы, организованные Фроловым за последние пять лет, – значит отдать под это добрых полгазеты. Назовем лишь некоторые из них: международный фестиваль «Неделя графики и дизайна в столице Ямала», выставки «Книжный знак как высокое искусство», «В изгибах плавных линий», «Современная петербуржская литография», экспозиция белорусских мастеров «Опыты фантазии».
И вот событие нынешнего года: на открытие вернисажа ждали самого господина Фролова в компании с Сергеем Барановым, заведующим отделом художественного проектирования и дизайна Музейно-выставочного комплекса им. Ивана Шемановского (последний еще должен был преподать мастер-класс воспитанникам художественного отделения ДШИ). Однако противоэпидемиологический режим внес свои коррективы.

ЖИЗНЕЛЮБИЕ И ОПТИМИЗМ АВТОРОВ
Подробнее об экспозиции нам рассказала сотрудник МРЦ Татьяна Гладченко. Экскурсия началась с классических работ. Георгий Катилло-Ратмиров – омич, ему уже более 80 лет. Графический язык мастера определен и ясен: многие из работ созданы по впечатлениям от поездок на Дальний Восток, Сахалин и Крайний Север. Работает Георгий Сергеевич в жанре литографии. Напомним читателям, что «литос» в переводе с латинского – «камень», то есть оттиск с плоской, отшлифованной поверхности камня. Проще говоря: изображение, нарисованное художником на камне специальным карандашом или тушью и после переведенное на бумагу на станке под давлением. Омскому художнику-графику Александру Макарову, например, прекрасно удаются водные пейзажи – его «Речники» словно шагнули в рамку с причала салехардского речпорта. Такие литографии написаны с натуры, их отличает чистота композиционных решений.
Челябинцы Николай Черкасов и Константин Фокин не злоупотребляют формалистскими приемами авангардистов, их работы наполнены трогательной непосредственностью. Черкасов занимается гравюрой с 1940 года, он учился у выдающихся художников-графиков и его художественно-пластические решения выполнены в традициях советского лирического пейзажа. Константина Фокина вдохновляли театр и музыка. Музыканты – лейтмотив его творчества: графические изображения скрипачей, пианистов. Фигур, играющих на флейте. Но особенно Фокин любил изображать виолончелистов.
Увидят ноябряне на выставке работы земляков, что, несомненно, порадует поклонников изобразительного искусства: акварели Инны Любомской, Елены Зориной, Валерия Чалого. В этот раз мы сможем увидеть две картины из раннего творчества
Светланы Пташкиной (фонды МРЦ). На одном рисунке изображены три фольклорных богатыря: Вечорка, Зорька, Полуночка. Что-то они у нас женского рода получаются!
Интересны работы Сергея Баранова из Салехарда: красный кант по рисунку, выполненный в технике ассамбляж – это визуальное искусство, родственное коллажу. В этой же манере выполнены сюрреалистские ассамбляжи Марины Ражевой, художницы из Екатеринбурга.

DSC 7301

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ РЕАЛЬНОСТИ МАСТЕРОВ
Заслуживают внимания знатоков два необычных ямальских автора – Андрей Вахрушев и Михаил Канев. Художник Андрей Вахрушев выставлялся в Ноябрьске в августе прошлого года в рамках проекта «ART-ГРАД». Уже тогда он удивил зрителей стилем: полотно его картин составляли пятна, линии и точки. Искусство это не всем понятное, как говорят специалисты, оно эзотерическое, требует философского осмысления. Однако на выставке художников из УрФО мастер удостоился блестящих отзывов.
Михаил Канев больше известен как специалист по декоративно-прикладному творчеству: косторез, скульптор. Но вместе с тем он художник и график. Серию своих картин Михаил посвятил мифологии северного края, называется она «Легенды Обдора». Графика его самобытна, не похожа на других художников, она не вписывается в традиционные рамки.
Думается, что теоретизировать о картинах мастеров достаточно: их работы ноябряне смогут увидеть до 6 декабря. Не пропустите: в преддверии новогодних праздников важно напитаться вдохновением и положительными эмоциями.

DSC 7306

ФОТО ДМИТРИЯ АГАТИЯ