В Музейном ресурсном центре открылась художественная выставка «Рыба моей мечты». Самобытные художники и профессионалы, а также мастера декоративно-прикладного творчества, проживающие в Ноябрьске и Муравленко, представили более 35 работ.

В Музейном ресурсном центре открылась художественная выставка «Рыба моей мечты». Самобытные художники и профессионалы, а также мастера декоративно-прикладного творчества, проживающие в Ноябрьске и Муравленко, представили более 35 работ.

Среди них – графика, живопись, скульптура. Темы разнообразны: «Сказание о рыбе» (образ водоплавающих в сказках, мифах, легендах); «В подводном мире» (рыбы рек, морей и океанов); «Рыбаки и рыбки» (сюжеты и натюрморты); «Моя фантазия» (авторские образы чешуи, плавников, жабр и хвостов). Помимо предложенных разделов, на выставке собрано столько креативных идей, что я невольно рассыпалась в комплиментах Галине Зоря, заведующей отделом Музея ИЗО. Не осталось ни одной рыбной тайны, которую бы не вскрыли сотрудники музея: начиная с эволюционного дерева (бесчелюстных, панцирных, хрящевых и прочих рыбообразных) заканчивая четверговым меню (про рыбный день авторы выставки, естественно, не забыли).
Нет ни одного раздела науки, ни направления в рисовании, ни литературных изысков в отдельно взятой стране, в которых бы не упоминались «владыки» морей и океанов: акулы, скаты, осьминоги и прочие морские гады. Во всей своей красе они представлены в музейных залах: мечтают творческие люди, как выяснилось, разнообразно, персонажи у них непохожие, а у некоторых живописцев на полотнах сплошь русалки.

DSC 8402

Королевой среди пресноводных стала щука, среди морских обитателей – акула. Однако нашлось место скумбрии, палтусу, зубатке, сельди, камбале, осетру, судаку, треске, севрюге с белугой. Про бычков и черноморскую барабульку скажем отдельно: разглядывая рисунки Инны Толмачевой, невольно вспомнился отрывок из повести Валентина Катаева «Белеет парус одинокий»:
«Из всех торговок привоза наиболее резкими, крикливыми голосами славились торговки рыбного ряда. Надо было обладать бесстрашием одесских хозяек и кухарок, чтобы неторопливо пройтись по этой аллее столов, корзинок и рундуков, заваленных грудами морской рыбы, раковин и раков. Под громадными парусиновыми зонтиками и дощатыми навесами, трепеща и сверкая, лежали вываленные напоказ живые богатства Черного моря. Какое разнообразие форм, цветов, размеров! Природа приложила все усилия, чтобы защитить и спасти от гибели свои замечательные создания. Она раскрасила их во все оттенки моря. Например, благородная и дорогая рыба скумбрия, царица Черного моря. Ее тугое тело, прямое и гладкое, как веретено, окрашено нежнейшими муаровыми тонами, от светло-голубого до темно-синего. Или бычки. Они водятся под берегом, среди скал, а также в песке, поглубже. Поэтому и окрашены они в бурый цвет скал или желтоватый цвет песка. Смотри ты! Большие плоские камбалы, привыкшие жить на тинистом дне тихих бухточек, поражают черно-зеленым цветом своей толстой кожи, усеянной плоскими костяными шипами, похожими на ракушки. Оба глаза помещаются у них сверху, почему камбала и напоминает детский рисунок углем на заборе: голова в профиль, но с двумя глазами. Правда, брюхо у камбалы воскового, поросячьего цвета, но ведь брюхо-то эта рыба никогда не показывает, а всегда лежит на дне, плотно прижавшись к песку. Была еще барабулька, маленькая красно-черная горбатая рыбка с крупной, как бы окровавленной чешуей. Точно такие же крупные розовые ракушки мерцают в самых чистых бухточках».

DSC 8419

Изобразить такое словотворчество красками сложно, но наши мастера могут все. Литографии и офорты рассказывают зрителям о судьбах рыбаков и рыбачек. Есть среди экспонатов суровые виды Балтики и берега Чукотки. Работа в путину не из легких, рыбные флотилии представляют собой замкнутый цикл: сельдь ловят, разделывают, солят. Продукт готов к продаже. Для рыбаков не сходить на берег по полгода – обычное дело, им не страшны шторма и штиль.

DSC 8386

И опять вспомнилось из школьной программы: повесть «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя, принесшая ему Нобелевскую премию. Старик Сантьяго и голубой марлин. Не рыба-меч и не акула, это был огромный экземпляр, вынырнувший из глубин Атлантического океана и составивший в длину пять с половиной метров. Голубой марлин вооружен большим острым «копьем», выступающим из морды, и это устрашающее оружие разит всех, кто появляется на пути. Рыба настолько красива, что попала на герб одного из государств – Багамских островов. И это не какая-нибудь пиранья, о которых тоже написано немало детективов (в них острые пираньи зубы поедают неугодных кому-либо человеческих особей).
Особым направлением музыкальной культуры являются песни рыболовов, начиная со знаменитых «шаланд, полных кефали», которые «в Одессу Костя привозил» Леонида Утесова, до шлягера «В море синем, в море синем, в море стонут океаны».

DSC 8442

Отдельной выставочной страницы заслуживает поварское искусство любителей рыбных блюд: «Всем попробовать пора бы, как нежны и вкусны крабы». Крабы не рыбы, они членистоногие, но воспроизвести замысловатые названия блюд, которые есть в специально изготовленной на тарелочках инфографике, у меня сходу не получится. В заключении короткого экскурса хотелось поделиться впечатлениями от графического изображения слова «рыба»: на одном из стендов можно увидеть начертания четырех букв (где-то больше, где-то меньше) на датском, норвежском, шведском, японском, французском, гаитянском, английском, немецком языках. А еще на хинди, маори, эсперанто и иврите. От такого лингвистического прогона захватывает дух: удивительное разнообразие творческих подходов показали организаторы в рамках всего лишь одной заданной темы.

DSC 8323

Фото Дмитрия Агатия

ntiamig newlogo radio