Завершился региональный этап олимпиады школьников по робототехнике. Впереди теоретические испытания. В окружном туре приняли участие девятнадцать команд. Проходил он в трех категориях: «РобоКарусель», «Инженерные проекты», «EcoNet 14+».

Завершился региональный этап олимпиады школьников по робототехнике. Впереди теоретические испытания. В окружном туре приняли участие девятнадцать команд. Проходил он в трех категориях: «РобоКарусель», «Инженерные проекты», «EcoNet 14+».

DSC 3230

ВУНДЕРКИНДЫ XXI ВЕКА, НА СТАРТ!
В последний день января будет организован еще теоретический этап – дистанционная олимпиада по физике с решением задач и выполнением других заданий.
Персональные оценки участников суммируются с командными, победит сильнейший коллектив – те ребята, которые наберут наибольшее количество баллов. На «Робофест» пожаловали гости из Тарко-Сале: команда Центра естественных наук в составе педагога Александра Цейлера и ученика Ильнура Каримова. В предыдущие годы столицу Пуровского района на олимпиадах представляло образовательное учреждение «Дом детского творчества». Как сказал Александр Цейлер, «это выездной дебют центра, надо с чего-то начинать». Место на пьедестале почета новички не заняли: рановато еще. Зато посмотрели, как на региональном этапе все устроено.

DSC 3283

В «РобоКарусели» лучшими стали ученики и преподаватели ноябрьской гимназии № 1. В команду победителей «Союз» вошли Захар Чумакин, Кирилл Иванов, Тимур Валиуллин. Руководители – Евгений Чумакин и Руслан Баязитов. Второе место у команды «Робомастера» школы № 2. В списке – Лев Покорных и Михаил Бовару, руководитель – Александр Седельников. Третьи – команда «Пятерочка» из школы № 5 (Ноябрьск): Владимир Кузьмин, Анна Таран, наставники изобретателей – Наталья и Олег Грушко. Один и тот же коллектив не мог быть задействованным в разных заданиях олимпиады, нужно было представить как можно больше участников: два человека в «РобоКарусели» и от трех до пяти в «Инженерных проектах». Несмотря на то что к состязанию допускали ребят с седьмого класса (именно с тринадцати лет начинается изучение физики в средней школе), гимназист Захар был из шестого (профильного физико-математического). К тому же я узнала, что второклассник Стас Лихошерст – сын директора «Ювенты» Александра Юрьевича – уже занимается программированием и собирает роботов изконструктора «Лего». То есть знает законы механики и физики, что для ученика начальной школы более чем достаточно.
– Задачи у всех роботов одинаковые, – просвещает меня Александр Лихошерст. – Главное – выполнить то, что прописано в конкурсных заданиях. Например, сконструированный ребятами помощник должен хорошо ориентироваться на площадке, проехать без ошибок трассу, пройти заправку, заехать в бокс, доставить груз в определенное место. Выполнить подъем, схват и захват и другие операции. Критерии оценки действий робота и команды разработаны, протоколы находятся на руках у членов судейской коллегии. Кстати, судьи по совместительству являются наставниками той или иной команды, но лоббировать своих не получается: торжествует объективность. «РобоКарусель» и «EcoNet 14+» оценивали педагогииз разных учебных заведений: Руслан Баязитов (гимназия № 1), Равиль Вильданов (школа № 7), Азат Ниязов (школа № 13).

DSC 3320

СОЗИДАТЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Потенциальные инженеры работали в направлениях «Автомобилестроение», «Агропромышленный комплекс», «Машиностроение». «Инженерным проектам» оценки ставили Сергей Илюхин, директор ООО «ЯмалХимСинтез», Алевтина Руденко, технопарк «Ямал», Сергей Хотеев, руководитель команды-победителя всероссийского робототехнического фестиваля «Робофест-2017» в категории «Инженерные проекты» направления «Аэропорты» (школа № 12).
Лучшими юными изобретателями в «Автомобилестроении» стала команда «Оптимус» из Ноябрьска (школа № 13): Илья Шевченко, Иван Чубенко, Тимофей Цапырин, Максим Котов. Руководители – Сергей Боржемский и Виталий Цызов. Мне показалось, что их автоматическая тележка уже давно используется «АвтоВАЗом».
– Не волнуйтесь, мы будем совершенствовать проект, – заверил меня Илья Шевченко, обожающий клепать, завинчивать и вкручивать. – Сделаем с помощью 3D-технологий корзину, загрузим в нее запчасти, поставим на движущуюся платформу. Таким образом, рабочим не надо будет бегать по цеху за каждой железкой: она сама к ним приедет.
В «Агропромышленном комплексе» первое место заняла команда «Крок» из Надыма (школа № 4): Илья Янов, Максим Кручинкин, Глеб Рыбка. Вдохновитель и организатор ребят – учитель технологии Михаил Дорофеев. Ребята соорудили бак, где можно хранить жидкость для обработки растений.
– В условиях Крайнего Севера растения нужно подпитывать, – считает Илья Янов. – Даже в теплицах помидоры и огурцы требуют специальной подкормки. Я против нитратов и пестицидов, но есть много полезных удобрений, которые с помощью нашего приспособления легко распылять на грядки.

DSC 3316

«Готовые агрономы, – подумала я. – Восьмой класс – самое время для профессиональной ориентации». Но парни ходят в технический кружок, земледелие их интересует постольку-поскольку. Михаил Дорофеев хоть и выглядит как старшеклассник, за надымских Кулибиных горой: творческое и экспериментальное мышление нынче дорогого стоит, у этих пятнадцатилетних естествоиспытателей все впереди. В «Машиностроении» победила команда ноябрян «Техквартет» (школа № 6) в составе Артема Кухарева и Кирилла Морозова, а также педагогов Владимира Попова и Юлии Мукминовой. Владимира Попова читателям представлять не надо, таких мастеровых учителей родители и дети носят на руках: на уроках технологии они разве что космическую ракету не изобрели. Девчонки не отстают от парней, десять лет назад ребята «из шестой» умудрились запустить собственную снегоуборочную машину.
И вот новый инженерный проект: с помощью специального купола из армированного стекла можно круглогодично укладывать железнодорожное полотно, что будет востребовано при строительстве «Северного широтного хода» (как известно, укладка пути прекращается при температуре минус пятнадцать градусов). Команда соорудила модель за пятьдесят часов: ребята покрыли специальным шпалы клеем, вагонные колеса приспособили к рельсам из алюминия, купол согнули из оргстекла. Шик, блеск, красота!
Второе место в направлении «Машиностроение» присудили команде «Робокс» новопортовской школы-интерната. Далекая географическая точка стала для южан-ноябрян родной и близкой, как и ученик седьмого класса Павел Коночинский и его наставник Дмитрий Веретенников. Лиха беда начало – для дебюта второе место совсем неплохо, поэтому закончим репортаж фразой китайских философов: «Любая дорога начинается с первого шага». В добрый путь!

Фото ДМИТРИЯ АГАТИЯ

ntiamig newlogo radio