
Городской театр представил неожиданную трактовку известного чеховского водевиля
Ноябрьский городской театр показал зрителю свою новую работу – спектакль по одноактной пьесе-шутке Антона Чехова «Предложение». И вероятно, имея в виду качество постановки, назвал ее «Лучшее предложение».
Кто не знает хрестоматийный водевиль нашего великого Антон Палыча про Воловьи Лужки и подуздоватого Откатая? Лично я видел не менее десятка его постановок в любительских и профессиональных театрах, несколько прекрасных экранизаций еще советского периода со знаменитыми актерами. Но работа коллектива НГТ затмила все прежние мои впечатления – даже от блистательных Анатолия Папанова, Георгия Буркова и Екатерины Васильевой. Такой термоядерный синтез гротеска, буффонады, клоунады, фарса и балагана при осмыслении чеховской драматургии, пожалуй, не использовал еще никто. А кто, в конце концов, сказал, что так нельзя? Сам Антон Палыч, говорят, был еще тот проказник…
Слышал такую историю, будто Чехов в компании своего друга Владимира Гиляровского как-то всучил городовому завернутый в бумагу моченый арбуз, сказал, что это бомба, и велел отнести ее в участок. Тот и пошел на негнущихся ногах, крича на весь околоток: «Поберегись! Бомба!» Потом еще пожарную команду и саперов вызывали, чтобы обезвредили. Такой вот чеховский экспромт, между прочим, по современным меркам вполне тянет на статьи 207 и 213 УК РФ «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма» и «Хулиганство».
Но вернемся на подмостки. По словам «режиссера на всю голову» Игоря Сывороткина (именно так он указан в программке к спектаклю), «Лучшее предложение» – тоже своего рода экспромт, внеплановая продукция. Делали его на скорую руку, специальных декораций и костюмов не готовили – все на подборе, то есть взято из других постановок. Потому – опять же согласно программке – в роли сценографа выступил «И.Н. Когнито», а в качестве художника по костюмам – «Д.О. Брыелюди».

– Поскольку у нас костюмы на подборе и раз уж все так плохо выглядит, в процессе репетиций мы и решили: давайте усугубим! – делится секретами постановочной кухни Игорь Сывороткин. – Тем более что в Ноябрьском городском театре еще не работали в жанре фарса, это первый такой опыт. Благо материал позволяет. Было сложно, но очень весело. До определенного момента дело вообще не двигалось. То есть читать – читаем, а выходим на сцену – и полный ступор. И вдруг нас словно прорвало. И понеслось! В общем, дней за пять спектакль был готов.
«Лучшее предложение» – продукт коллективного творчества. Все шутки и приколы придумывали по большей части сами актеры, режиссер же старался им не мешать, беря в работу самые удачные находки.

Помещика Степана Степановича Чубукова сыграл любимый многими зрителями актер НГТ Сергей Суворов – мастер эксцентрики и острохарактерных ролей. Образ его дочери – девицы на выданье Натальи Степановны – воплотила неподражаемая Снежанна Валиева, тоже известная своими яркими ролями и выдающейся внешностью. Ее незадачливого жениха – помещика Ивана Васильевича Ломова – блестяще сыграл Андрей Голошапов. В нашем театре он сравнительно недавно и как актер-комик ноябрьскому зрителю доселе был неизвестен.
– Вообще-то раньше я играл подобные роли в других театрах, – рассказал актер. – Но именно этот материал никогда не рассматривал как фарсовый. И когда Игорь Сывороткин предложил такую трактовку, я подумал: «А почему бы и нет? Очень интересно!» Режиссер дал нам полную свободу, никак не сковывал нашу фантазию при работе над образами. Ну а что получилось, уже судить вам.

Особое место в постановке заняли вокальные номера. По ходу пьесы действующие лица не только говорили, но и пели. Тексты «арий» написал сам Игорь Cывороткин, музыку, говорит, взял у английской группы «Тигровые лилии» (Tiger Lillies). Это что-то вроде наших «Лицедеев» – очень популярного в восьмидесятые-девяностые годы комик-театра. Вокальные отступления еще более оживили и разукрасили и без того живое и красочное действо, превратив комедию в мюзикл.

В результате такой «сервировки» пьеса, которая у Чехова рассчитана на 20-25 минут, у ноябрьских мастеров сцены длится около часа. И все это время зритель покатывается со смеху. Это ли не главная цель, с которой Антоша Чехонте без малого полтора века назад написал свое «Предложение»?
Фото Дмитрия Агатия






