Вышедший в прокат художественный фильм Сергея Урсуляка «Праведник» не оставил равнодушным корреспондента «СВ» и призвал поделиться мыслями.

Вышедший в прокат художественный фильм «Праведник» не оставил равнодушным корреспондента «СВ» и призвал поделиться мыслями.

В последнее время неохотно хожу на отечественное военное кино: такие «шедевры», как «Сталинград», «Т-34» и т. п., напрочь отбили охоту. Но тут, к счастью, оказалось не жаль потраченного времени и денег. Автор культового сериала «Ликвидация» (три раза пересматривал) Сергей Урсуляк и на этот раз не разочаровал.

В основе сюжета лежат реальные события. Офицер Красной армии Николай Киселев выводит по белорусским лесам в советский тыл более двухсот евреев, спасая их от уничтожения нацистами. Эта история стала достоянием гласности не так давно – в 2015 году, когда вышла книга современного автора Инны Герасимовой «Марш жизни». И именно Герасимова инициировала присвоение Киселеву звания «Праведник мира», которое дается Израильским институтом катастрофы и героизма национального мемориала «Яд ва-Шем».

Насколько экранная история соответствует исторической правде, судить не буду – не силен в теме. Да и для художественного произведения это не главное. А главное – какие струны оно затронуло в душах людей, какие чувства пробудило, о чем заставило задуматься и заставило ли вообще. В этом смысле с «Праведником» все в порядке. Фильм действительно пронзает до глубины души. Сценарий и диалоги безукоризненны, работа оператора и художника на очень достойном уровне, образы и характеры героев яркие и живые – что вообще большая редкость в современных фильмах о войне. Вот разве что образ главного героя Киселева (актер Александр Яценко) вышел какой-то смазанный, что ли. Он словно потерялся среди мегаколоритных фигур евреев (один герой Сергея Маковецкого чего стоит!), среди брутальных однополчан и главного нацистского изверга Шмюкера с его мерзкими приспешниками – украинскими полицаями. Впрочем, на фоне остальных достоинств фильма этот недостаток не кажется существенным.

Есть в картине и мощный идеологический посыл, на мой взгляд, филигранно сформулированный и как нельзя более своевременный. «В ту войну по-настоящему воевали только коммунисты», – говорит один из персонажей картины – молодая израильтянка, вероятно, сотрудница института катастрофы, имея в виду вклад Советского Союза в разгром фашистской Германии. Жаль, что эту истину очень многие в современном мире забыли. Забыли те, чьих предков Красная армия спасала от истребления, забыли и потомки тех, чьи головы она крушила во Второй мировой войне.

Пришло время напомнить об этом, и не только посредством хорошего кино. Нацизм не пройдет – вот какую мысль хотел донести до зрителя российский режиссер Сергей Урсуляк. Вот что Россия сейчас доносит до западного мира праведной силой оружия. И, можем не сомневаться, обязательно донесет.

Скриншот с сайта "Кинопоиск".

ntiamig newlogo radio