Тема первого из четырех подготовительных уроков - «Правописание о/ё после шипящих». Традиционно Тотальный диктант в Ноябрьске пишут полторы сотни человек, треть из них приходит на занятия, чтобы вспомнить правила и отточить перо.

Тема первого из четырех подготовительных уроков - «Правописание о/ё после шипящих». Традиционно Тотальный диктант в Ноябрьске пишут полторы сотни человек, треть из них приходит на занятия, чтобы вспомнить правила и отточить перо.

Урок начался с приветственного слова организатора акции Екатерины Котовой и председателя экспертной группы филологов, директора школы № 5 Ирины Рябовой. Любители русского языка, собравшиеся в библиотеке колледжа профессиональных и информационных технологий, узнали, что в этом году читать текст диктанта будет Елена Строкова, директор КСК «Ямал», а партнером акции выступает Школа скорочтения с ее руководителем Татьяной Мингазетдиновой. 

Преподавателем в минувшую пятницу стала почетный работник образования Галина Шедова. Орфограммы, которые разбирали в течение 45 минут, казалось бы, ничего сложного из себя не представляли, однако в правилах написания букв о/ё после шипящих есть много исключений: джОкер, мажОр, шОрты и другие заимствования (а также следует запомнить шОфер, шОколад, шОссе и так далее).
В конце урока написали диктант по роману Павла Басинского «Посмотрите на меня. Тайная история Лизы Дьяконовой». Автор специализируется на творчестве русских писателей конца XIX - начала XX века (в частности, Льва Толстого и Максима Горького). Особенностью текста явились примеры на расстановку тире между подлежащим и сказуемым: в тринадцати предложениях роль глагола выполняли различные части речи – от существительного до местоимения и прилагательного. Например: «Тетушка – пожилая, но еще миловидная дама…»; «Муженек – молодой поэт с прибалтийской фамилией – был и вправду хорош собой». Помимо расстановки тире, было много обособлений, обусловленных причастными и сравнительными оборотами. Разбор полетов показал: ученики в аудитории оказались подготовленными, не растеряли знания, которые получили в средней школе. По результатам самопроверок двоек не было.

IMG 3963

Мнения
Юлия, педагог:
- Я преподаю в колледже и решила воспользоваться возможностью поучиться русскому языку. Что называется, не сходя с рабочего места. Думаю, буду писать в этом году диктант и не хотела бы получить двойку за свою работу. А для этого нужно вспомнить правила, потренироваться в написании рукописных текстов – без компьютерных помощников, только руководствуясь своими знаниями.
Земфира, пенсионер:
- Для меня это будет пятый Тотальный диктант: первый год я не писала, а потом втянулась, и мне очень нравится посещать уроки, знакомиться с творчеством писателей, по произведениям которых составлен контрольный текст. С удовольствием прочитала романы Евгения Водолазкина и Гузель Яхиной. В апреле будем писать по Павлу Басинскому, к сожалению, ничего не знаю об этом авторе, вот сейчас поинтересуюсь. Еще для меня важно общение, которое происходит во время подготовки к диктанту: аудитория в целом сформировалась, вижу знакомые лица. Многие приходят на занятия каждый март, ведь наш язык неисчерпаем и темы все время разные.
Марина, фармацевт:
- Мы пришли на урок с коллегами, чтобы испытать себя: помним ли что-либо из школьной программы русского языка? Прошло двадцать лет со дня выпуска, мы тогда сдавали в десятом классе обычные экзамены, не ЕГЭ. Многое забылось, конечно. В прошлом году написали с девочками диктант и были неприятно удивлены своими оценками. Вот решили сначала поучиться, а потом уже выходить на контрольную сдачу. Иначе можно без конца хватать «неуды», а нам это не к лицу: за спиной шесть институтских лет, и мы должны быть грамотными во всех вопросах, не только в медицине.

Фото Вячеслава Овчинникова

ntiamig newlogo radio