Мы побывали на уроках в третьем «Б» классе и вместе с ребятами поупражнялись на абакусе: складывали и вычитали.

Мы побывали на уроках в третьем «Б» классе и вместе с ребятами поупражнялись на абакусе: складывали и вычитали.

 

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО НОВОЙ МЕТОДИКЕ

Учитель начальной школы Светлана Сухарева разговаривала с детьми языком терминов и формул, нам же о многом пришлось догадываться: что такое земные и небесные косточки, почему двигать их надо указательным и большим пальцами, а писать ответы в рабочей тетради следует простым карандашом, забыв про шариковые ручки.
– Вы обращаете внимание на детали, – улыбнулась в ответ на вопросы журналиста Светлана Владимировна. – А надо зреть в корень. Что такое ментальная арифметика? Это способ развития творческих, познавательных и интеллектуальных способностей, который раскрывает потенциал ребенка. Методика приемлема как для четырехлетних малышей, так и для шестнадцатилетних подростков. Главным инструментом ментальной арифметики является абакус (соробан) – счетная доска, применяемая для арифметических вычислений в странах Азии и Европы. Абакусом ее называют в Китае, соробаном – в Японии. Еще в девяностые годы, когда в России стала развиваться нейробиология (изучение деятельности мозга и способы активизации полушарий), эксперты пришли к выводу, что работа с абакусом может быть использована для тренировки ума.
Интересно, что в мегаполисах – Москве и Санкт-Петербурге – курсы ментальной арифметики появились еще в прошлом веке, а у нас они стали открываться лишь в последние пять лет, и то в центрах раннего развития детей, которые функционируют, как правило, на коммерческой основе, то есть обучение там доступно далеко не всем семьям.

DSC 8518

ПРОГРЕСС НАЧАЛСЯ С «МАШЕНЬКИ»
Однако в Ноябрьск на уровне образовательных учреждений такая методика пришла через городское методическое объединение воспитателей. В октябре 2017 года сотрудники детского сада «Машенька» предложили вниманию коллег доклад «Аспекты интеллектуального развития детей дошкольного возраста посредством ментальной арифметики». Вот что рассказывает об этом заведующая «Машенькой» Светлана Германова:
– Мы проанализировали многое из того, что нам сегодня предлагают современные обучающие технологии, и остановились на предмете по освоению вычислительных навыков. Отчасти потому, что математика требует от школьника больших усилий при изучении, чем, к примеру, гуманитарные дисциплины. А еще потому, что ментальная арифметика – одна из ступеней к формированию всесторонне развитой личности. Максимальный потенциал мозга, который включается во время занятий, позволяет воспитать здорового и успешного ребенка.
Отличие этой образовательной технологии от обычной арифметики в том, что при использовании абакуса задействованы оба полушария головного мозга. Мы посчитали такую методику перспективной и отправили двух сотрудников учиться в Новосибирск, где несколько лет назад уже работал центр по подготовке преподавателей. Помимо обучения, центр обеспечивал педагогов необходимыми пособиями – решебниками, рабочими тетрадями, флеш-картами и счетами.
Сегодня у нас в саду ментальной арифметикой занимаются дети старшей и подготовительной групп. Воспитатели Наталия Петрик и Лилия Судакова, получившие право на обучение, от ступени к ступени ведут дошколят к освоению правил вычитания и сложения простых и многозначных чисел. Много желающих из других дошкольных учреждений посещать такие занятия, и со следующего года мы такую возможность им предоставим. Но главным для нас было продолжить изучать предмет в начальной школе (а если получится, то и в средней). Поэтому мы предложили коллегам из школы № 12, куда поступают наши выпускники, познакомиться с этим усовершенствованным методом и внедрить данную методику с первого по третий класс.

DSC 8573

ЧЕРЕЗ ПОЛГОДА ПРОВЕРИМ НАВЫКИ

Организаторы обучающих курсов и детские психологи в один голос пророчат ментальной арифметике счастливую судьбу: посещая занятия, ребенок гармонично развивается. У него нет перекосов в технические или гуманитарные науки, главное – скорость восприятия и обработки информации, фотографическая память, аналитическое мышление, уверенность в себе, инициативность, самостоятельность, способность принимать решения.
– В начале преподавания мы провели тестирование с ребятами и по окончании учебного года организуем такую же проверку: проанализируем, насколько лучше наши ученики стали воспринимать материал, – говорит Светлана Сухарева. – Весной думаем провести открытый турнир по ментальной арифметике на базе нашей школы, пригласить детей из других учебных заведений, из детских садов. Думаю, что такое мероприятие будет интересно и школьникам, и родителям, и педагогам.

Фото Дмитрия Агатия

ntiamig newlogo radio