Городской театр показал свой самый хулиганский спектакль – в хорошем смысле этого слова

Ноябрьский городской театр выпустил очередную премьеру. Спектакль с угрожающим названием «Бог резни» оказался комедией, и там никого не резали – только «урезАли».

Нестандартный подход

Автор одноименной пьесы – известная французская писательница и драматург Ясмина Реза, и это уже не первая ее работа, «оживленная» городским театром. В 2018 году здесь вышел спектакль «Арт» о том, как три закадычных друга в пух и прах разругались из-за картины, купленной одним из них. Те, кто видел эту постановку, вероятно, обратили внимание, как мастерски драматург умеет раздуть конфликт на пустом месте и насколько это смешно выглядит со стороны. Так вот, в «Боге резни» этот почерк проступает еще более явственно.

Один мальчишка ударил другого палкой по лицу и повредил ему два зуба. Родители обидчика приходят к родителям пострадавшего, чтобы цивилизованно разрешить конфликт. Однако в процессе общения с героев спадает весь «хрестоматийный глянец», и из-под него проступают самые низменные инстинкты, совершенно неприемлемые в цивилизованном обществе. Благовоспитанные европейцы с упоением дают им волю и вытворяют такое! Впрочем, что именно они вытворяют, подробно раскрывать не буду, дабы сохранить интригу для тех, кто хочет посмотреть спектакль. Скажу одно: было неожиданно, нескучно и нестандартно. Эти три «не», пожалуй, лучше всего выражают и суть пьесы, и актерско-режиссерскую работу.

Еще одна фишка спектакля в том, что он был поставлен в рекордно короткие сроки. Понимаю, это не уборка зерновых в Липецкой области, и стахановские методы здесь совершенно не актуальны. Однако же сам факт того, что работа выполнена за три недели – и выполнена очень неплохо, – говорит о том, что актерам НГТ по плечу самые сложные квесты.

Под звуки тамтама

В премьер-зале ГДКиК «Русь» приглушенный свет. Еще поднимаясь по лестнице, зрители слышат звуки музыки. Задействованные в постановке актеры Ирина Коваль, Юлия Шеина-Жугавли, Сергей Козенков и Сергей Суворов не прячутся за кулисами, ожидая начала, а сидят на авансцене и играют на различных инструментах - от флейты до тамтама. Компанию музыкантам-любителям составляет музыкант-профессионал. Преподаватель ДМШ имени Виктора Коха Василий Подлесный сидит рядом с актерами, но не на авансцене, а перед ней и исполняет партию электрического фортепиано, задавая тон всему «оркестру». Он же будет обеспечивать и дальнейшее музыкальное сопровождение спектакля. Кстати, это одна из тех самых нестандартностей, о которых я упоминал выше.

DSC 7570

Это и другие творческие решения – плод работы режиссера «Коляда-Театра» Александра Вахова. Он специально был приглашен из уральской столицы, чтобы поставить пьесу в Ноябрьске.

- Оказалось, у меня здесь много однокашников по Екатеринбургскому театральному институту. В частности, режиссер Игорь Сывороткин. Он и позвал меня сюда, - рассказал режиссер после премьеры. – Пьеса для постановки уже была выбрана, мне нужно было вникнуть в нее, придумать концепт. Застольный период (это когда актеры только знакомятся с текстом, читая его по бумаге. – Прим. авт.) проходил в режиме видеосвязи. Так мы проработали неделю, ну а потом я приехал, и начались дни и ночи репетиций.

Потрясающие ребята

Актер Сергей Козенков говорит, что давно не уходил в «шахтерский забой». В том смысле, что не работал так много и напряженно. Но в этом и была вся прелесть творчества.

- Я приходил домой поздно ночью и сразу засыпал как убитый. А утром – опять в театр. На это время я даже спортом перестал заниматься, так выматывался на репетициях, - признается актер. – Зато работать было очень интересно. Нам нравилось, что нельзя было выдохнуть. Мы все, включая режиссера, оказались как бы на одной волне. Даже спорить друг с другом перестали. А весь негатив выплескивали, пребывая в образе своих героев.

DSC 7612

Те, кому посчастливится достать билет на майский спектакль «Бог резни» (в апреле их раскупили задолго до даты премьеры), поймут, о чем идет речь. За полтора часа пьесы актеры расходуют столько энергии, сколько, наверное, тратит шахтер в забое за всю смену. И это не преувеличение. Вообще, профессия лицедея очень трудная. И физически, и эмоционально. Зато зрителю наблюдать за этим одно удовольствие.

- Я был поражен, насколько в вашем театре талантливые и работоспособные актеры, - заметил Александр Вахов. – Поверьте, мне есть с чем сравнить. Я ставил спектакли в Екатеринбурге, Тюмени, Челябинске, Кургане, других городах. Но таких потрясающих ребят, как в Ноябрьске, не встречал нигде.

«Потрясающие ребята» не только работали по-стахановски, но и привносили в постановку свои идеи. Так, тот же Сергей Козенков придумал песенку, которую актеры исполняли хором. Впрочем, слово «исполняли» здесь не совсем годится. Помните, как у Булгакова: «Маэстро, урежьте марш!» Вот они ее именно «урезали». Мелодию Козенков взял у Джо Дассена (его знаменитый шлягер «Таката»), ну а слова были такие, что на страницах городской газеты и процитировать-то неудобно.

DSC 7772

DSC 7776

В общем, все, кому нравятся комедии с перчиком – когда отбрасываются комплексы, когда актеры позволяют себе элегантно похулиганить, не скатываясь при этом в пошлость, – обязательно должны посмотреть «Бога резни». Если, конечно, повезет с билетами.

Фото Дмитрия Агатия.