FW4A1636

Как городской театр изменил форму классики, не повредив содержания

Ноябрьский театр выпустил очередную премьеру. Спектакль «Как Сашка карьеристом стал» прошел в минувшие субботу и воскресенье в «Руси».

Это про нас

Сразу хочу призвать: да не введет никого в заблуждение достаточно фамильярное название постановки. Речь в ней идет о весьма серьезных вещах и дает богатую пищу для размышлений. Прежде всего – над самим собой. За основу спектакля был взят роман русского классика Ивана Гончарова «Обыкновенная история» – одна из трех наиболее известных его литературных работ наряду с «Обломовым» и «Обрывом». Однако в интерпретации НГТ произведение видоизменилось практически до неузнаваемости.

– Гончаров только из-за угла поглядывает на нашу работу, – шутит художественный руководитель театра, режиссер-постановщик спектакля Анатолий Лобанов.

Любовь Лобанова к русской классике прослеживается на протяжении всех семи лет существования театра.

– Классика – это всегда про нас сегодняшних, – любит повторять он.

DSC 0593

Фото из архива "СВ"

Причем режиссер ставит ее как в каноническом, хрестоматийном варианте (вспомним «Женитьбу», «Доходное место»), так и в вольных интерпретациях. «Сашка» – как раз последний случай. Недаром же в афише эта вещь значится как «фантазия театра по мотивам…» От первоисточника авторы оставили только главные сюжетные линии и имена героев. Текст осовременили, даже добавили в него сленговые выражения. Костюмы, соответственно, тоже. Впрочем, сути это никак не поменяло. Просто сделало форму более легкой для восприятия.

Перенести классический сюжет в современную действительность – задача очень непростая. Многие – и довольно известные – режиссеры терпели на этой почве фиаско. Зрители возмущенно уходили из зала, не досмотрев спектакль до конца, а критики долго брызгали слюной, обвиняя постановщиков в пошлости, отсебятине, конъюнктуре и прочих смертных грехах. Должен с удовлетворением констатировать, что в нашем случае ничего подобного не произошло.

«Телотекст»

Молодой провинциал Александр Адуев, юноша до крайности восторженный и романтичный, едет к своему дядюшке в столицу, чтобы найти приличную работу. Там он попадает в мир, который делает из него холодного и циничного карьериста. Главное – деньги; брак – только по расчету; любовь – глупость, которая лишь отвлекает от дела. Все метаморфозы героя по ходу спектакля прослеживаются очень четко, последовательно и детерминировано. Практически под увеличительным стеклом. И в чем в чем, а в пошлости и легковесности постановку уж точно не обвинишь.

FW4A1695

– Этот спектакль – своего рода лаборатория, – говорит Лобанов. – Мы с актерами решили исследовать такой момент: к чему прислушиваться при принятии решения – к рациональному или к эмоциональному началу в себе? А если человек смолоду мыслит лишь рациональными императивами, что с ним произойдет дальше? Мне кажется, он станет очень несчастным. Потому что у каждого возраста должно быть свое отношение к жизни, свое восприятие мира.

Чтобы донести хрестоматийные мысли до зрителя, авторы используют целый набор сценических приемов: музыку, пластику («телотекст», по выражению режиссера). Даже придуман новый персонаж, которого нет у Гончарова – Капиталист.

FW4A1668

Он как квинтэссенция мира наживы. Удачным контрапунктом звучат темы бизнеса, денег и линия деревни, Родины, где царят гармония и любовь. Где совесть человека – не химера, а его внутренний движитель.

А еще, как признался режиссер, вся постановка состоит из импровизации.  Очень многое трансформировалось по ходу репетиций, какие-то мизансцены приживались, какие-то ложились «на полку», откуда при необходимости их всегда можно будет достать.

– Если вы будете смотреть «Сашку» во второй раз, то гарантирую, это будет уже совсем другой спектакль, – интригует Лобанов.

На одном дыхании

В постановке блеснули как хорошо известные и любимые публикой актеры театра (Антон Судеев, Анна Траудман, Варвара Утробина, Юлия Шеина-Жугавли), так и те, кто пришел недавно. Очень колоритно смотрелся Андрей Голошапов в роли прожженного циника и дельца – дяди главного героя.

FW4A1644

Роль самого Сашки исполнил дебютант НГТ Антон Русакович. Для него это не только первая главная роль в нашем театре, но вообще первая главная роль в актерской карьере. Как рассказал Анатолий Лобанов, Русакович – выпускник Нижегородского театрального училища имени Евгения Евстигнеева. По окончании вуза отслужил в армии и сразу был приглашен в труппу НГТ.

– В ходе репетиций парень прошел через огонь и воду, все вытерпел. Оказался чутким артистом, восприимчивым к советам, готовым работать над собой, меняться. Даже похудел специально для роли, – рассказал об Антоне его руководитель.

А что же говорят о спектакле зрители? Среди комментариев в соцсети театра нет ни одного негативного или равнодушного. От откровенно восторженных: «Смотрела на одном дыхании... Как же убедительно каждое слово, движение, взгляд, реплика...» до философски осмысленных: «…для себя лишний раз убедилась, что «осовремененная классика» – не мое, а эта постановка заставила меня вновь перечитать произведение».

В любом случае новая работа театра получилась очень неординарной. Как, собственно, подавляющее большинство постановок Ноябрьского городского.

Фото Владислава Саверченко

 

ntiamig newlogo radio