Ноябряне в пятый раз написали географический диктант: результаты покажут, насколько хорошо они знают природные особенности страны. В этом году было одиннадцать площадок, практически в каждой школе города.

Ноябряне в пятый раз написали географический диктант: результаты покажут, насколько хорошо они знают природные особенности страны. В этом году было одиннадцать площадок, практически в каждой школе города.

 

Я отвечала на географические вопросы в школе № 12. Вместе с учителем географии Надеждой Муртазиной нас было пятеро: две Анастасии – Кузьмина и Турушева, ученицы 9-А, Екатерина Япрынцева из 11-Б и ваш покорный слуга. Географию люблю, хотя в школьной программе этому предмету всегда отводилась вторичная роль. Скажем так: первооткрыватели, мореплаватели, полярники, исследователи и прочий любознательный народ сродни северянам. Мужество, тяга к экстриму, оправданный риск, расчет, хладнокровие – все эти черты характера присущи ямальцам. Недаром так любят у нас туристические походы, сплавы по рекам, скалолазание, альпинизм. А значит, географический диктант щелкнули как орехи. И все-таки подводные камни были.

Три вопроса из сорока так или иначе касались нашего субъекта: самое большое месторождение газа, существование ямальского бобра (есть или нет), почетные члены Русского географического общества - отец и сын Вилькицкие (как раз в этом году волонтеры высадились на остров Вилькицкого для его очистки).
Первая часть вопросов соответствовала школьной программе: знание карты, рельефов и природных зон гарантировало правильные ответы. Вторая часть была с подвохом: там география тесно переплелась с другими науками – литературой, историей, искусством. Кинематографом, например. Вы знаете, про что был документальный фильм Эльдара Рязанова, снятый им 1954 году? Про Сахалин, остров, похожий на рыбу, омываемый двумя морями – Охотским и Японским. Или в каком море приняли последний бой крейсер «Варяг» и канонерка «Кореец»? Благо в свое время мы прочли роман Новикова-Прибоя «Цусима» и знали подробности русско-японской войны 1905 года, плюс роман Валентина Пикуля «Три возраста Окини-сан» (его творчество было чрезвычайно популярным четверть века назад) помог в ответе на этот вопрос. В Желтом море погибли наши моряки, защищая честь отечественного флота и Андреевского флага. Любовь к чтению выручила и в ответе на вопрос о дате путешествия русского исследователя в Индию: «Хождение за три моря» об Афанасии Никитине я прочла еще в детстве. Кстати, памятник, поставленный на родине мореплавателя - в Твери, является одним из лучших образцов современной скульптуры.
Были задания из этнографической области, хотя на вопросы об обычаях и обрядах разных народов мы будем отвечать в ноябре. Тем не менее географический диктант спросил: «Кто живет в жилище, именуемом «сакля»?» Моментально вспомнилась песня: «Хазбулат молодой, бедна сакля твоя…» Из предложенных ответов выбор пал на аварцев. Остальные варианты - марийцы, тувинцы или эвенки – были далеки от истины.
Задания для умников и умниц придумали ведущие интеллект-шоу «Своя игра» и члены РГО. Многие вопросы скрывали в себе ответ.
- Что было построено во второй половине прошлого века неподалеку от города Зея, расположенного на реке Амур?
Выбрать следовало из автомобильного завода, химического комбината, самого протяженного туннеля, гидроэлектростанции. Но если речь идет о реке, то подходит «гидро», вариант «г». Или вопрос про замеры моря от Тмутаракани до Корчева (мраморная плита с надписью об этих деяниях – замерах – была найдена на Таманском полуострове). Так где же проводили замеры? Ответ напрашивается сам по себе: в Керченском проливе. Надо всего лишь знать, где находится Тамань, воспетая Михаилом Лермонтовым в «Герое нашего времени».
Трудными были вопросы по геральдике (недаром в школах существуют факультативы по этой исторической дисциплине) и по топонимам – прилагательное «байрачный» оказалось применимо только к слову «лес» (тот, который растет по верховьям и склонам балок).

P.S. Результаты диктанта станут доступны с 29 ноября, их можно будет узнать на сайте dictant.rgo.ru по идентификационному номеру бланка.

Фото из архива Светланы Трубчениновой, учителя географии школы 3.