Вначале была встреча с художником Верой Станишевской, в прошлом году – выставка «В изгибах плавных линий», в этом – «Современная петербуржская литография».

Последние три года Дмитрий Фролов дарит Ноябрьску удивительные вернисажи. Вначале была встреча с художником Верой Станишевской, в прошлом году – выставка «В изгибах плавных линий», в этом – «Современная петербуржская литография».

Осенние свидания

DSC 5995

Выставку питерцев мы ждали с весны, когда Дмитрий Александрович – директор Института художественных и гуманитарных проектов – обмолвился о ней на экспозиции белорусских мастеров «Опыты фантазии». Тогда Фролов привез в МРЦ гравюры, литографии, офорты, экслибрисы мастеров из Минска, Бреста, Гродно – это тоже было событие. И вот в ноябре – шедевры питерских графиков. Жаль, что сам Дмитрий Александрович прилететь из столицы округа не смог. Открыла выставку член Союза художников России Елена Зорина. Экскурсоводом выступила Лилиана Нагорная, методист по образовательной деятельности МРЦ.
Некоторые из представленных работ уже выставлялись в залах ноябрьской картинной галереи: биеннале графиков Аллы Джигирей, Олега Яхнина и Николая Домашенко тоже организовывал Фролов, но тогда неискушенный зритель еще не был так влюблен в литографию.

История графики
Напомним в общих чертах, что такое литография. Это оттиск с плоской отшлифованной поверхности камня; изображение, нарисованное художником на камне специальным литографским карандашом или тушью (так называемая печатная форма), затем переводится на бумагу на станке под давлением. Рождение графики, в том числе литографии, как самостоятельного вида искусства приходится на конец XIX – начало XX века, однако более ранние графические листы художников-передвижников тоже ценятся в мире.

DSC 5948

На выставке представлено тридцать имен с 78 работами, многие картины из личной коллекции Фролова. Надо сказать, что, помимо художника, в авторстве работ большая роль отводится печатнику: в Петербурге есть несколько литографских мастерских, и очередь там совсем не малая. Для многих художников графическая история начинается уже в зрелом возрасте, когда они сформировались как мастера живописи.
Альбомы Вильнера
Так было с выдающимся литографом ХХ века Виктором Вильнером: мастер начал заниматься графикой в 40 лет. Его многолистовые серии посвящены Петербургу, городу классической русской литературы. Импровизации на тему повести Николая Гоголя «Шинель», романа «Преступления и наказания» Федора Достоевского заставляют зрителя думать, сопереживать. Вот как прокомментировала его творчество Людмила Сидор, учитель ИЗО школы № 13 с углубленным изучением предметов эстетического цикла:
– Мы с ребятами – вместе со мной пришли на выставку учащиеся 5-9-х классов – не могли отойти от его полотен. Мне Вильнер особенно близок: я родом из Нежина, где учился Николай Васильевич Гоголь. Все, что связано с именем классика, интересно: тема маленького человека, поднятая в бессмертной «Шинели», неисчерпаема. На вернисаже четыре работы Вильнера посвящены этой повести: призрак Акакия Акакиевича, срывающего шинели с петербуржцев, прописан настолько выпукло и ярко, что все, кто видел эти работы, уже не забудут их никогда. Та же повесть «Нос», иллюстрации к которой представлены в МРЦ, говорит нам о чинах и званиях, которые заменяют человеческую сущность.
Литографии Вильнера к произведениям Достоевского – это отдельная страница в биографии виртуоза жанра. У него Свидригайлов, домогающийся Дуню Раскольникову и совративший Соню Мармеладову, изображен вполне приличным гражданином, и только внимательный зритель может увидеть дьявольский огонь в его глазах. Как мастеру удается через изображение на камне передать эти тончайшие настроения? Кропотливым трудом, в этом кроется секрет мастерства. И в таланте.

DSC 5986

Роман с камнем
Что касается исторических иллюстраций, то ярким примером может служить серия литографий Николая Домашенко «Декабристы». Черно-красный фон работ говорит о трагичности восстания. Не стоит забывать, что идейное содержание событий 1825 года трактуется по-разному, это вечная история про отношения власти с народом и элитами. В преддверии декабрьской премьеры фильма «Союз спасения» сценариста Олега Маловичко, о котором сегодня много говорят и пишут, было интересно посмотреть работы Домашенко.
Совершая экскурс по музейному залу, зритель вряд ли сможет пройти мимо литографий Алексея Рейпольского, иллюстрирующих сказки Пушкина, драму «Маскарад» Лермонтова. Несколько работ Алексея Дмитриевича сделаны совсем недавно – поступил заказ от издательства. Как правило, книжными иллюстрациями художники занимаются по предложению книгоиздателей, хотя есть и приятные исключения. Например, Валентин Серов написал картинки к басням Крылова по собственному желанию.
Рейпольский считает, что «в рисунках не должно быть сцен жестокости и безысходности, бессмысленной злобности, унижения, а также не следует рисовать всяких монстров, которые ранят душу ребенка и врезаются в память, пугая его». Много лет он мечтал сопроводить прозу Пушкина – «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Совсем недавно его желание исполнилось, и мы смогли увидеть на выставке рисунки в технике цветной литографии к повестям «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Метель», «Выстрел».

DSC 6023

«Дети» Архипа Куинджи
О многих художниках хотелось бы рассказать. К примеру, трое из представленных авторов – Борис Забирохин, Алла Джигирей (были у нас на проекте ART-ГРАД), Лада Панюкова – входят в творческую группу «Дети Куинджи». Несмотря на то что самого Архипа Ивановича нет в живых уже более ста лет, художники Питера объ-единились в творческий союз, названный его именем, чтобы умело сочетать традиции – легкость и текучесть Куинджи – с современным видением, без дидактики и философских изысков.
– В литографиях петербуржцев чувствуется любовь к не парадной, не сувенирной Северной столице, – считает Татьяна Вязовецкова, начальник управления общей политики администрации Ноябрьска. – Вглядитесь: дворики, закоулки, потертые временем здания – нет того глянцевого равнодушия, которым сегодня живописцы лакируют Санкт-Петербург.

Фото Дмитрия Агатия