Ученик слесаря, матрос буксира, солист театра оперетты, настройщик фортепиано – мэтр!

Ученик слесаря, матрос буксира, солист театра оперетты, настройщик фортепиано – мэтр!

«Инструмент словно живой организм, с ним где-то и поговорить надо, ощутить руками вибрацию струн, отклик от него получить».

Ветеран Севера, ветеран Ямала, сегодня под номером 47 входит в ассоциацию фортепианных мастеров России. Знакомьтесь: настройщик клавишных и реставратор музыкальных инструментов Михаил Николаевич Шадурский.
– Трудится Михаил Николаевич в нашей музыкальной школе уже давно. Только я проработала здесь 20 лет, а когда пришла, он уже считался старожилом, - рассказывает преподаватель по классу фортепиано ДМШ № 2 им. В.А. Коха Екатерина Забигулина. - Он специалист высшего класса и, что немаловажно для нас, музыкантов и педагогов, очень отзывчивый человек. Он всегда на позитиве. Сидишь вся расстроенная возле расстроенного пианино, а он подойдет пошутит, расскажет что-то интересное, подкрутит, подтянет, и оно снова прекрасно звучит.

ЗИГЗАГИ СУДЬБЫ
Иначе как волшебником и знатоком душ музыкальных инструментов коллеги Михаила Николаевича не называют. Он, кроме настройки роялей и пианино, реставрирует скрипки, домры, гитары, вот только до духовых руки пока не дошли.

корифей 1Корифей

– Да что про меня говорить, все просто, как у тысяч людей нашей страны. Я не сразу настройщиком стал (смеется. – Прим. авт.). Родился в Ленинграде в 1946 году 9 марта. Вот в этом уже 75 стукнуло, - рассказывает о себе Шадурский. – Мама – блокадница. Был обычным советским ребенком. В школе учился нормально, без троек, еще и легкой атлетикой занимался – восьмиборьем. Метал диск, копье, бегал на разные дистанции, прыгал в длину и высоту с шестом. 

Михаил Николаевич вспоминает, что в семье постоянно не хватало денег, поэтому после 8-го класса он из дневной школы перевелся в вечернюю и тогда же, в 1961 году, устроился учеником слесаря на завод резинотехнических изделий.
- Утром - на завод, потом вечерняя школа и музыкальная, там я занимался по классу струнных инструментов, осваивал гитару, дома появлялся только в 12 ночи. Два года отучился в вечерке и отработал на заводе. Получил аттестат о полном среднем образовании и решил поступать в физкультурный университет, но не справился с экзаменами.

ПОПЫТКА НЕ ПЫТКА
После неудачного поступления в вуз Михаил Николаевич решил уволиться с завода и уйти в искусство. В итоге устроился разнорабочим в мастерские при Государственном академическом Мариинском театре.
- Наслушался там оперного пения, да еще все знакомые говорили, что у меня отличный слух и голос, как у Лобертино Лорети, а он тогда в моде был по всему миру. Помню, в душе после работы моюсь и арии распеваю. Тогда же занимался в мужском хоре при местном ДК имени Максима Горького. В общем, решил, что пора поступить на вокальное отделение, и лучше сразу в консерваторию, она всего-то через дорогу от Мариинки находится. Пришел. Меня, как в кино, встречает профессор и спрашивает:
- И зачем пришли молодой человек?
- Поступать.
Он похмыкал.
- А ноты с собой принесли?
- Да, вот!
- Но они же не вокальные, они гитарные!
- А других у меня нет.
- Ну ладно.
Дал мои ноты аккомпаниатору, спел я, не помню что. Профессор подумал и говорит:
- Ну что, голос неплохой, но, дорогуша, в консерваторию вам рановато, а вот в музыкальное училище в самый раз. Окончите его, и милости просим к нам. Тогда и пообщаемся.

ИЗ МАТРОСОВ В СОЛИСТЫ
В расстроенных чувствах Шадурский решил тогда завязать с искусством и пошел работать матросом на один из буксиров Балтийского завода. Почему бы и нет? Работа не пыльная. Сутки вахту отстоял, когда надо, швартовые отдал или, наоборот, закрепил, потом трое суток дома – красота. Так с завода и ушел в армию. Отслужил три года.
- После армии опять устроился на Балтийский завод и параллельно участвовал в постановках оперного театра при заводском ДК. Там со мной занимались вокалом. В общем, через полгода поступил в музыкальное училище, и что интересно, на отделение музыкальной комедии. Учился не только пению, но и актерскому мастерству, танцам. Правда, на последнем курсе пришлось уволиться с завода, так как не успевал ходить на работу. Устроился в училище уборщиком. Утром рано приходил, мыл паркет, потом натирал его. За это платили немного, но доучиться надо было.
Казалось, что после получения диплома перед юным Шадурским все двери открыты. Без проблем устроился солистом в театр оперетты. Правда, явь при этом оказалась довольно жестокой. В театре начинающему артисту платили мало. Но судьба однажды все-таки улыбнулась ему.
- Я в частном порядке, помимо службы в театре оперетты, дополнительно пел при «Ленконцерте». Там мне предложили поехать в Сыктывкар, чтобы поработать в местной филармонии вместе с супругой (я к тому времени уже был женат). В общем, год я отслужил в Республике Коми солистом. Там у меня состоялось интересное знакомство с Валерием Леонтьевым. Подходит он ко мне и говорит: «Беру твою жену на подтанцовку к себе в ансамбль». «Нет, - отвечаю. – Только вместе со мной». Но ему мужчины были не нужны, на том и распрощались.

ПЕРЕНАСТРОЙКА ЖИЗНИ
В те же годы в сыктывкарском театре ведущий настройщик роялей, будучи в далеко пенсионном возрасте, решил уйти на покой. Именно он и предложил молодому артисту круто поменять свою судьбу. Заняться постоянным и доходным делом - настройкой фортепиано. Заодно выкупить у него для этой работы специальный настроечный ключ. Сумма по тем временам приличная – 40 рублей.
- В общем, в 1978 году взялся за настройку, и как-то пошло. Зарплата сразу увеличилась, доход в семье тоже. Уже хотели нам от театра однокомнатную квартиру дать, но тут жена восстала. Не надо нам ничего, мы возвращаемся в Ленинград. И все – на самолет, улетели! Вот такое было мое первое знакомство с Севером.

ЧТО ТАКОЕ НЕВЕЗЕНЬЕ

В Ленинграде солист из Сыктывкара никак не мог найти себе работу, все места оказались заняты. Помыкался и решил поставить крест на карьере певца. 

Корифей 5
- Пошел я на фабрику музыкальных инструментов, а там, оказалось, нужны не настройщики, а грузчики. Но ничего, полгода потаскал эти пианино, а потом уже устроился настройщиком. На фабрике каждому инструменту раньше проводили двухмесячный цикл из шести настроек. Первая - просто натяжка струн, это рабочие делают. И вот стоит одна рама и струны, больше ничего нет – ни корпуса, ни молотков. А ты дзинь-дзинь, пальцами дергаешь и сравниваешь звучание с камертоном, раз - настроил. Последний этап – это уже выравнивание тембрального звучания.

И ВНОВЬ НА СЕВЕР
В середине 90-х в стране началась разруха. На предприятиях сокращались выплаты по заработной плате, о премиях вообще забыли, вспоминает Шадурский.
- Хорошо если чуть больше 100 рублей в месяц получали. Как дальше жить – непонятно. Я уже книги из личной библиотеки начал распродавать. В общем, туго тогда пришлось. Но тут выручил меня один мой товарищ. Предложил вместе поехать работать в Башкирию, в город Белебей. Приехал, устроился в местную «Рембыттехнику», ездил по деревням, по сельским клубам, настраивал инструменты. Там и познакомился с вахтовиками-нефтяниками, подружился, попросил их сделать вызов, и вот так в 1985-м оказался в Ноябрьске. В то время здесь для настройщика свободных мест не было. Что делать, устроился поваром на Карамовское месторождение, куст № 1. В вагончике, он же кухня и столовая, варил супы, компоты, каши, пек пироги, стругал разные салаты. Ложился спать в час ночи, вставал в четыре утра. В общем, работа на износ. Это кажется только, что профессия повара легкая, а вот сами попробуйте. Примерно через год устроился в ноябрьскую «Рембыттехнику», там в основном настраивал пианино, которые сдавали в прокат. Через полгода наконец-то перешел в музыкальную школу № 2.

Корифей 3Корифей 4

ОТ ДУШИ И ДЛЯ НЕЕ
Руки и слух человека при настройке ни один механизм не заменит, считает Шадурский.
- Видел однажды, как японец рояль настраивал: на мониторе у него вся звуковая дорожка высвечивалась. Но это чисто механически, не от души. А инструмент, он словно живой организм, с ним надо где-то и поговорить, ощутить пальцами вибрацию струн, отклик от него получить. Если сделал и забыл, то через несколько дней новая настройка нужна. Не дело это, я считаю. Когда с душой к фортепиано подходишь, оно в ответ столько выдать может, что словами не передать. Слава богу, никто не жалуется на мою работу. Пусть она кропотливая, занудная и где-то даже трудная, но этого бояться не надо. Так и в жизни – все можно преодолеть, только интервалы правильно и вовремя выдерживай, – смеется Шадурский. – В общем, если повернуть время вспять, то ни о чем не жалею. Это ведь редкий случай, когда твоя профессия по душе, а не только для заработка.

НЕЗАМЕНИМЫЙ ЧЕЛОВЕК
- Михаил Николаевич Шадурский – это наш корифей. Не только школы, но и, наверное, Ямало-Ненецкого автономного округа. Его специализация – настройщик клавишных – очень узкая, - поделился директор ДМШ № 2 им. В.А. Коха Дмитрий Козлов. - Специалистов такого уровня, как Шадурский, на Ямале попросту нет. Есть, бесспорно, хорошие настройщики, которые работают в этом направлении, но они никогда не практиковались на музыкальной фабрике, как Михаил Николаевич. Они не имеют таких фундаментальных знаний.
В этом году мэтру и знатоку душ инструментальных исполняется 75 лет. В музыкальной школе № 2 им. В.А. Коха надеются, что он еще поработает здесь, не уедет на «большую землю». Для своих коллег Шадурский – настоящая «служба спасения».
- К нам довольно часто приезжает известные не только в России, но и за рубежом пианисты. Дают концерты на городских и окружных фестивалях и конкурсах, - продолжает Дмитрий Козлов. – Естественно, играют на наших инструментах. И все в один голос хвалят настройщика. Отмечают, что даже в больших городах не всегда найдешь специалиста подобного уровня. А у нас он есть!

Цитата:
Иначе как волшебником и знатоком душ музыкальных инструментов коллеги Михаила Николаевича не называют. Он, кроме настройки роялей и пианино, реставрирует скрипки, домры, гитары, вот только до духовых руки пока не дошли.

ntiamig newlogo radio