Как работать с одаренными детьми: ответ на этот вопрос искали учителя на встрече с губернатором Ямала. Педагоги, ученики которых показали высокие результаты в интеллектуальных соревнованиях, а также набрали сто баллов на ЕГЭ, накануне своего профессионального праздника собрались в Салехарде.

Как работать с одаренными детьми: ответ на этот вопрос искали учителя на встрече с губернатором Ямала. Педагоги, ученики которых показали высокие результаты в интеллектуальных соревнованиях, а также набрали сто баллов на ЕГЭ, накануне своего профессионального праздника собрались в Салехарде.

72

НАУЧИТЬ ПОНИМАТЬ И МЫСЛИТЬ

Ноябрьск делегировал представителей разных школ: в нефтяной столице округа уже не первый год появляются вундеркинды в различных дисциплинах. В этом году выпускники отличились в русском, истории, химии, информатике.
– Нас было восемь человек, – рассказывает Светлана Назаренко, преподаватель информатики школы № 7. – Моя коллега Кульзираш Танкина, русский язык и литература; Ирина Рыбак, математик из школы № 7; Ольга Суркова и Елена Быкова, учителя биологии 12-й школы; Галина Колдыркаева, преподаватель химии, школа 13; Айгуль Нигаматова, химик, школа 3; Татьяна Силина, история и обществознание, гимназия № 1. Помимо торжественной церемонии награждения благодарностями в резиденции губернатора, у нас состоялась культурная программа с посещением Обдорского острога, музея имени Шемановского и других достопримечательностей. Но была и работа: провели круглый стол во главе с директором департамента образования Мариной Кравец по поводу обучения одаренных детей. У каждого из присутствовавших на встрече педагогов имеются свои приемы, отработанная методика. Результаты не падают с неба, они достигаются упорным трудом.
Воспитать ученика, умеющего самостоятельно мыслить, а не просто повторяющего зазубренные шаблоны, нелегко. Дети с помощью учителя должны сами находить способы овладения знаниями, а затем их дальнейшего применения.
– На моих уроках ребята активно мыслят, происходит обоюдный процесс добывания знаний. Я не даю им готовых рецептов, они сами выдвигают гипотезы, обобщают в рабочие формулы, находят инструменты, с помощью которых можно программировать, решать задачи, – делится опытом Светлана Эдуардовна. – Процесс этот захватывающий. Кто сказал, что информатика – скучный предмет? У нас эмоции выплескиваются через край, только что чувство юмора у ребят своеобразное, чаще всего они шутят с невозмутимым видом.

88

ТАЛАНТ УЯЗВИМ - ЕМУ НАДО ПОМОГАТЬ

На встрече развернулась дискуссия о том, как может округ помочь детям, регулярно выезжающим на олимпиады и конкурсы за пределы региона.
– Расходы на дорогу и проживание отпугивают родителей, хотя я не раз замечала, что именно семьи с небольшим достатком делают все возможное и невозможное, чтобы ребенок мог попробовать свои силы, поверить в себя. Даже по самым скромным подсчетам, летняя выездная школа программистов обходится в сто тысяч рублей. Это стоимость проезда, питания, проживания, – говорит Назаренко.
Губернатор Дмитрий Артюхов считает, что «округу надо брать на себя эти расходы. В преддверии следующего года пройдет ряд бюджетных совещаний, мы подумаем над тем, как компенсировать затраты по основным выездным мероприятиям для таких учащихся. Конечно, важно правильно распорядиться финансовыми и человеческими ресурсами: наши ожидания побед и высоких результатов в таких случаях вполне оправданы. Как бы то ни было, мы поддержим успешных ребят».
Интересная идея была предложена ноябрьским учителем биологии Ольгой Сурковой: ввести для ямальских олимпиадников, которые выезжают на всероссийские и международные соревнования, единую форму.
– Куртки, пиджаки или жилеты с брендом региона укрепят командный дух, сплотят ребят. Ямал – опорный край державы, наши парни и девушки гордятся тем, что живут на Крайнем Севере, и достойно конкурируют со своими сверстниками из Москвы, Питера, других мегаполисов.
Преподавателям из муниципальных образований округа предложение понравилось, поддержал его и глава региона: эскизы новой формы будут разработаны ямальскими дизайнерами и представлены общественности.

91

НОБЕЛЕВСКИЕ ПРЕМИИ НЕ ЗА ГОРАМИ

Больше внимания планируется уделять профильным и предметным неделям. Например, с 30 сентября по 3 октября в Новом Уренгое на базе школы № 3 прошло интенсивное обучение старшеклассников по курсу «олимпиадная физика». В течение четырех дней с 30 учащимися и 17 педагогами работали преподаватели Московского физико-технического института (МФТИ). Научные сотрудники Виктор Чивилев и Владимир Миславский, которые проводили занятия, входят в состав учебной лаборатории «Физика лазерных и ионно-плазменных технологий», московские доценты занимаются нанооптикой и фемтосекундной электроникой. Такие встречи стимулируют выпускников лучше всяких рекламных роликов, юные ямальцы, без сомнения, попробуют свои силы на вступительных экзаменах в ведущий технический вуз страны.

76

Во время осенних каникул в Ноябрьске пройдет школа программистов, куда также съедутся компьютерные гении из городов и районов округа. Куратором научного дебюта детей и преподавателей является Светлана Назаренко, обучать ребят будут преподаватели из знаменитого «Сириуса», сочинского образовательного центра для одаренных детей.
– Пока в списках 32 ребенка, это не считая педагогов, – говорит Светлана Эдуардовна. – С 4 по 7 ноября будем заниматься на базе школы № 7. Хотелось бы, конечно, подольше поучиться у признанных в этой сфере авторитетов, надеюсь, что, помимо уроков, ребята смогут пообщаться с Михаилом Дворкиным, Ильей Кайсиным. Это лучшие на сегодняшний день в России тренеры олимпиадников. По итогам школы программирования учащиеся и педагоги получат дипломы и удостоверения о курсовой подготовке.

83

98


ФОТО ИЗ АРХИВА СВЕТЛАНЫ НАЗАРЕНКО

ntiamig newlogo radio