VII межрегиональный конкурс-выставка академического рисунка подтвердил свой классический статус. В этом году в Ноябрьске собрались семьдесят юных художников из одиннадцати окружных детских школ искусств и художественных школ.
VII межрегиональный конкурс-выставка академического рисунка подтвердил свой классический статус. В этом году в Ноябрьске собрались семьдесят юных художников из одиннадцати окружных детских школ искусств и художественных школ.
ОСОБЫЙ КОНКУРСНЫЙ ФОРМАТ
Ребята выполняли два конкурсных задания: первое – домашняя работа, рисунок на тему «Лица Севера, мой родной край»; второе – академический рисунок, его исполнение длилось восемь учебных часов с перерывами на отдых.
В рамках конкурса члены жюри провели для преподавателей и учеников мастер-классы «Рисунок на пленэре», «Поэтический комикс», «Повествование в комиксе», «Развитие художественного видения и секреты творческого замысла».
Директор окружного Дома ремесел Светлана Захаревич (член жюри конкурса) считает, что одного состязания юных художников, которое проходит раз в два года, мало: музыканты, например, выбирают лучшего в игре на струнных инструментах, духовых, клавишных. И все это разные конкурсы. Поэтому живописцам надо активнее соперничать в творческом пространстве: отдельно оценивать акварели, графику, инсталляции. Участники «Золотого сечения» идею поддержали: в августе в Ноябрьске художники встречаются на пленэре, рисуют, тогда-то и можно будет выбрать лучшую, с точки зрения профессионалов, работу. Так у пейзажистов появится стимул и мотивация.
Удивительная атмосфера царила на конкурсе: дети вдохновляли взрослых, строгие педагоги улыбались и шутили. На два дня новый корпус детской школы искусств имени Петра Ильича Чайковского стал островком уюта, тепла, творческой радости.
Иллюстратор из Питера Юлия Никитина (она выросла в Салехарде, там окончила среднюю школу) учила всех желающих изображать графические метафоры.
– Есть отдельный вид искусства – комикс, – поделилась секретами мастер. – Культура комикса многим незнакома, а он потрясающе разнообразен. Нужно суметь придумать историю, написать сценарий, найти подходящее графическое выражение. Повествование идет не только в картинках, оно приправлено текстом.
КАРТИНКА – ХУДОЖЕСТВЕННО И ОБРАЗНО
Работы участников конкурса на тему «Лица Севера, мой родной край» отличались выразительностью и многоцветием. Мэтры отметили юных художников в десяти номинациях. Что касается академического рисунка, то, по словам председателя жюри Сергея Сиренко, «нельзя отрываться от истоков, азы живописи теперь навсегда останутся с этими детьми, и в этом великое значение проводимого конкурса: он уникален».
В искусстве золотое сечение на особом счету: пропорция (деление пространства на три части по вертикали и горизонтали, в которой записан секретный код гармонии) – используется человечеством давно. Это соотношение применяется в науке и архитектуре, оно остается одним из популярных приемов художников, дизайнеров, фотографов. Для создания гармоничных произведений представители творческих профессий применяют геометрические фигуры, построенные на основе этого принципа: треугольники, прямоугольники, звезды, спирали. Золотое сечение в живописи характерно для знаменитых работ русских художников: Андрея Рублева с его «Троицей», Александра Иванова с картиной «Явление Христа народу» и других.
«Классика учит емкости наполнения при простоте линий» – этот постулат рефреном звучал в конкурсные дни. Живописец, используя формулу золотого сечения, ищет пути реализации своей идеи на холсте. Он воплощает авторский замысел художественно и образно, поэтому зрители так подолгу разглядывают работы мастеров, а длинные очереди на экспозиции картин Валентина Серова и Архипа Куинджи уже никого не удивляют.
По итогам конкурса-выставки академического рисунка лауреатами первой степени стали представители детской школы искусств имени Петра Ильича Чайковского. Две ученицы (в младшей и средней возрастных группах) – Мария Ращупкина и Василина Марченко – совершенствуют свое мастерство под руководством члена Союза художников России Инны Любомской. В классе педагога Ильшата Сулейманова занимается Ульяна Заболотских, лауреат первой степени из старшей возрастной группы.
После церемонии награждения мы спросили членов жюри об их впечатлении о конкурсных днях. Ответы представляем вниманию читателей.
Сергей Сиренко, председатель жюри конкурса, профессор Московского академического художественного института имени Василия Сурикова:
– Базовое классическое образование необходимо всем, кто выбрал своей стезей путь художника. Лауреаты и победители конкурса, я надеюсь, скоро станут студентами нашего учебного заведения. Они этого достойны.
Юлия Никитина, иллюстратор, удостоена премии Казимира Малевича за графический роман «Полуночная земля» в номинации «Лучший авторский комикс»:
– Во время конкурса у ребят есть возможность общаться друг с другом, с гостями из Москвы и Санкт-Петербурга. При желании можно научиться чему-то новому, например, на мастер-классе мы делали одностраничные комиксы. Смею думать, что всем участникам это понравилось.
Евгений Елисеев, руководитель проектов, выпускник факультета изобразительных искусств и дизайна МГПУ:
– Во время круглого стола, в котором участвовали члены жюри и преподаватели, развернулась дискуссия: нужно ли сегодня учиться писать натюрморты из геометрических фигур? Или, например, делать гипсовый слепок головы… Есть компьютерная графика: задай параметры, компьютер выполнит любое задание. Но фундаментальное образование есть неотъемлемая часть культурного человека, это базис, на который смело можно накладывать все – комиксы, дизайн, каллиграфию. Поэтому конкурс «Золотое сечение» всегда востребован учениками. Пусть будет восьмой, девятый и многие лета!
ФОТО АНАСТАСИИ ДАНИЛЕНКО