Московские актеры, почти не «расплескав», донесли Пушкина до современного зрителя

 В Ноябрьск привезли весьма любопытный театральный проект – спектакль «Евгений Онегин» в исполнении известных московских актеров.

Такого я не припомню – чтобы столичные антрепризные постановки исполнялись в Ноябрьске дважды (22 и 24 января на сцене ЦД «Нефтяник»). Вообще, этот спектакль во многом можно назвать необычным. Во-первых, не совсем типичен сам драматургический материал: не так часто бессмертный пушкинский роман в стихах ставят на сцене – это же не «Маленькие трагедии» или «Борис Годунов». Во-вторых, подача. Практически полное отсутствие декораций и мебели – за исключением, разве что, двух скамеек. Такой сценографический минимализм больше характерен для концертов или литературных вечеров. В принципе, представленный ноябрьской публике продукт можно назвать и литературно-музыкальной композицией. Но раз сами авторы именуют его спектаклем, пусть так и будет.

Обманутый афишей, я думал, что в постановке будет задействовано трое актеров. На самом же деле их оказалось шестеро. Мария Кононова сыграла роль Татьяны, Марина Соколова – Ольги. Сергей Пиоро выступил сразу в двух образах – няни (!) и генерала, мужа Татьяны. Роль Ленского исполнил Илья Беляев, Зарецкого – Владислав Аргун. Все эти актеры более или менее известны российскому зрителю по фильмам и сериалам. Тот же Сергей Пиоро в роли няни смотрелся куда экстравагантнее, чем в роли эксперта в сериале «След».

IMG 9285

Фронтменом же постановки и исполнителем роли Онегина выступил Макар Запорожский – звезда культового сериала «Молодежка», многосерийных фильмов «Проспект обороны», «Мастер» и пр., а также актер театра имени Маяковского. Он и рассказал автору этого материала, что «Евгений Онегин» – проект Московского театра комедии и его руководителя Сергея Ефремова.

IMG 9404

– Мы с Сергеем уже много лет дружим, и когда он пригласил меня поучаствовать в постановке, я с удовольствием согласился. Ведь для любого актера такие роли – это и большая честь, и огромный интерес, – поделился Макар после спектакля. – Когда мы вчитались в текст, поняли, что он не должен выглядеть на сцене школьной хрестоматией. Нужно было как-то его оживлять, привносить в него какие-то современные нотки. В общем, нам захотелось не сыграть «Евгения Онегина», а поиграть в него.

Тему адаптации классических произведений поддержал и актер Сергей Пиоро:

– По себе знаю: школьная программа по литературе – в том виде, в котором она подается – может отбить у подростка все желание читать классику. Поэтому нам нужно было представить ее в совершенно ином ключе – чтобы современному школьнику было по-настоящему интересно.

IMG 9449

Надо сказать, актерам и режиссеру это удалось. Роман в стихах, подаренный человечеству гениальным автором, словно оживает на сцене, неся зрителю не только роскошный пушкинский текст, но и целую гамму эмоций – от смеха до слез. Чтобы это получилось, профессиональной актерской подготовки было бы недостаточно. В данном случае хорошим подспорьем оказалось… чувство юмора творческой группы. Да, были в постановке некие вольности, отсутствующие в первоисточнике. Эти, как сказали бы подростки, фишки и приколы здорово оживили и осовременили повествование. Но главное, что при этом не были утрачены чувство вкуса и меры. А это в современном искусстве зрелищ дорогого стоит.

– Это было реально круто! – так сформулировала свои впечатления школьница, пришедшая на спектакль вместе с друзьями. – Признаюсь честно, я «Евгения Онегина» не читала, но то, что увидела на сцене, меня очень сильно зацепило!

IMG 9484

– Персонажи ожили и стали еще более яркими, интересными. Когда я читал роман, мне не всегда были понятны мотивы поступков героев. Теперь же я понял, что ими двигало, – поделился другой десятиклассник, явно имеющий пятерку по литературе.

Большое количество зрителей-подростков (треть зала – не меньше) было обусловлено Пушкинской картой, по которой можно было приобрести билеты. Собственно, принимая во внимание специфику драматургического материала, по-другому, вероятно, и быть не могло.

Премьера постановки состоялась в октябре прошлого года. А в конце января спектакль отправился в большой тур по России. Первым городом на Ямале, где посмотрели «Евгения Онегина», был Новый Уренгой. Затем последовали Ноябрьск и Муравленко. Далее – города ХМАО, Тобольск, Екатеринбург, Курган и еще много-много населенных пунктов как по эту, так и по ту сторону Уральского хребта. Как рассказали актеры, не только в Ноябрьске, но и в других городах на спектакль приходит много школьников. А значит, тысячам российских подростков Пушкин – такой для них далекий и малопонятный – станет чуточку ближе.

Фото автора.

ntiamig newlogo radio