Художественный руководитель Ноябрьского городского театра – об итогах «первой пятилетки» и планах на новый сезон

18 мая в истории городского театра – особенная дата. Именно в этот день в 2018 году он показал свой первый спектакль – «Станцию», фантасмагорию по пьесе современного автора Александра Витера.

И вот, ровно пять лет спустя, 18 мая 2023 года «Станция» снова на сцене НГТ. Но уже совсем другая. Новые актеры, новые декорации, немного иное прочтение пьесы. И драматургический материал заиграл свежими красками.

ADV 9376

Впрочем, режиссер-постановщик остался прежним. Это художественный руководитель НГТ Анатолий Лобанов. После спектакля корреспондент «СВ» имел с ним долгую и содержательную беседу. Вот главное, что необходимо донести до читателя.

Анатолий, пять лет – срок, позволяющий подвести некоторые итоги. Давайте прямо сейчас этим и займемся.

Давайте. Это были годы большого труда и, я бы сказал, большого театрального счастья. У меня и у части труппы такое ощущение, что прошло не пять лет, а полжизни – так много мы работали, столько всего произошло за это время. 32 премьеры за пять лет – очень много. Коллеги из других городов не верят, что такое возможно. Большие театры с собственными площадками, пошивочными и декорационными цехами выпускают по три-четыре премьеры в сезон. Но никак не шесть.

За пять лет мы объездили весь Ямал, ряд городов Ханты-Мансийского округа, были в Екатеринбурге два раза. Один раз – на фестивале, где завоевали Гран-при. Мы повезли спектакль «Арт», современную французскую комедию. Играли вообще без декораций, с минимумом реквизита. А другие театры приехали с масштабными постановками: тонны декораций, костюмов и т. д. Потом коллеги и жюри удивлялись, как мы так вышли на голую сцену и сходу завоевали зал.

Может, у вас есть свой секрет?

Есть. Я его давно для себя сформулировал. Для актеров – увлекать естественностью, очаровывать искренностью. Для режиссера – завораживать атмосферой и стрелять идеей. Если все это есть в спектакле, значит, он состоялся. Мы все время живем в такой атмосфере, привыкли уже. А вот когда я ставил «Шута Балакирева» в Тобольском театре драмы, там для актеров это стало чем-то новым, интересным, и мне было очень приятно, что я дал им это попробовать.

Если еще говорить об итогах, то нельзя не упомянуть о том, что за пять лет в городе было создано много новых театральных студий, и все они непосредственно связаны с НГТ, поскольку педагоги – наши актеры. То есть вокруг себя мы сделали базу, и у нас всегда есть возможность задействовать в спектаклях студийцев, в том числе детей. Вот в новом спектакле «Станция» участвовала юная воспитанница театральной студии Никиты Чарушина.

То есть заражение горожан вирусом театра, о котором вы говорили в нашем первом интервью более пяти лет назад, состоялось?

К счастью, да. Это очень хорошая, полезная «болезнь». Театр ведь не столько на сцене, сколько между сценой и зрительным залом. Именно там происходит что-то важное, какая-то энергия перетекает туда и обратно. Вот в Салехарде был случай: мы показывали спектакль «Очень простая история», и одна зрительница упала в обморок, не по состоянию здоровья, а именно от полученных эмоций – настолько ее впечатлила какая-то сцена.

IMG 3400

Знаете, я сторонник той теории, что искусство меняет человека, делает его лучше. Кто-то не соглашается, утверждает, что сущность людей не меняется, а я полагаю, что если за столько тысячелетий мы смогли выжить и все время двигаемся вперед, то это происходит в том числе и благодаря искусству.

Наверняка и свой зритель у вас появился?

Безусловно, появился, и мы им очень дорожим. Это для нас главные люди, для которых мы работаем. Мы встречаемся как добрые друзья, общаемся в фойе. Время от времени появляются новые зрители, которые приезжают в Ноябрьск в командировку, идут в театр и тоже «заражаются». Так о нас узнают в других городах. Иногда от незнакомых людей слышу: «Вы из Ноябрьска? У вас же там театр есть!» Это всегда очень приятно.

Что можете сказать о труппе? Она сложилась?

Труппа – живой организм. Она формируется до сих пор. Вот 25 августа к нам приезжают новые актер и актриса. А вообще у нас мощная труппа. Это отмечаю не только я, но и приезжие режиссеры, которые ставят у нас спектакли. Мы собрали сливки из разных театров. Та же недавно пришедшая к нам Варвара Утробина – мастер сцены, работала на многих ведущих площадках.

ADV 9357

В Ноябрьск она приехала из города Лысьвы. И это была большая потеря для местного театра и большое приобретение для нашего. В идеале нам не хватает еще человек пять актеров. Тогда бы, во-первых, мы смогли делать спектакли больших форм, в во-вторых… Понимаете, когда «на манеже одни и те же», к концу сезона люди просто выматываются, выгорают. Может быть, в перспективе нам удастся открыть новые ставки.

Ноябрьский театр уникален еще и тем, что успешно работает без собственного помещения, без собственной сцены. Каково это – быть «бродячими артистами»?

Это правда. Театральное студенчество, которое у всех было в молодости, у нас продолжается. Не так давно в Тюмени я общался с художественным руководителем театра «Ангажемент» и известным киноактером Леонидом Окуневым. Он вообще не понимает, как мы здесь существуем. Все это, конечно, усложняет нашу работу, но выбора, видимо, у нас нет. Мы существуем так, как предлагает нам город. Хотя надо отдать должное, и управление культуры, и окружные власти нам очень помогают.

OJ9A8426

С теми людьми из Салехарда, которые хотели, чтобы в Ноябрьске открылся театр, мы до сих пор на связи. И очень благодарны, что у нас есть возможность ездить на гастроли, фестивали, создавать декорации, заказывать костюмы, реквизит не только по месту прописки, но и в других городах. Вообще, театр – дорогое удовольствие, и большое спасибо, что нам продолжают оказывать содействие. Значит, мы действительно нужны.

Ну и традиционный вопрос о планах.

Такие вопросы мне нравятся больше, чем об итогах. Ведь каждая следующая премьера – шаг вперед, а театр должен жить будущим. Самое интересное должно быть впереди.

Главное для меня – перспектива репертуара. 2024 год уже полностью забит. Появятся большие названия, в том числе «Пиковая дама», «Обыкновенная история» Гончарова – это один из моих любимых романов. Наш фирменный стиль будет развиваться, оттачиваться, но еще я делаю ставку на приезжих талантливых режиссеров, которые будут ставить спектакли иначе, чем я или Игорь Сывороткин (главный режиссер НГТ. – Прим. авт.). Продолжим участвовать в фестивалях. Уже в июне едем в Екатеринбург на международный фестиваль современной драматургии «Коляда-Plays», который проводит известный писатель, драматург и режиссер Николай Коляда и его театр. Мы повезем туда спектакль «Детектор лжи». Это, кстати, пьеса уральского драматурга Василия Сигарева, ученика Коляды. И, может быть, в сентябре поедем в Казань. А к нам в театр будут приезжать известные специалисты по сценической речи и актерскому мастерству, чтобы проводить с труппой закрытые тренинги.

А еще у Ноябрьска появился контакт с сербским городом Чачаком. Я так понимаю, мы будем городами-побратимами. И нам поставили задачу продумать совместные творческие проекты. Так что перед нами открывается еще одно интересное направление работы.

Стало быть, до встречи в новом сезоне?

Как всегда, будем рады вас видеть!

ADV 9408

Фото Анастасии Даниленко и из архива "СВ".

ntiamig newlogo radio