В суете последних дней, когда все перепуганное человечество как может спасается от коронавируса, в стенах ГДКиК «Русь» прошло жизнеутверждающее событие. Актриса Ноябрьского городского театра Ирина Лобанова (Коваль) провела поэтический вечер, на котором читала стихи собственного сочинения. 

В суете последних дней, когда все перепуганное человечество как может спасается от коронавируса, в стенах ГДКиК «Русь» прошло жизнеутверждающее событие. Актриса Ноябрьского городского театра Ирина Лобанова (Коваль) провела поэтический вечер, на котором читала стихи собственного сочинения.

Карантинный формат
О коронавирусе меж тем мы упомянули не ради красного словца. Ведь именно по причине пандемии – впервые в истории городского театра – вечер проходил без зрителей. Телекомпания «МИГ» вела прямую трансляцию мероприятия на своем канале, а по завершении запись сразу же появилась в социальных сетях и вызвала целый шквал положительных, а порой и восторженных комментариев.
Впрочем, нельзя сказать, что в малом зале «Руси», помимо видеооператоров, вообще никого не было. Вопреки санитарно-эпидемиологическим инструкциям послушать «собственную» поэтессу пришли некоторые ее коллеги из НГТ, супруг – режиссер и художественный руководитель театра Анатолий Лобанов, ну и, естественно, автор этого материала.
Создавать творческую атмосферу Ирине помогали актеры театра Сергей Козенков и Сергей Суворов. Первый играл на гитаре и тамтаме (африканский барабан), второй – на билах (плоских колоколах) и «космическом» барабане под названием ханг драм. Этот музыкальный инструмент был изобретен в Швейцарии, уже в нашем тысячелетии. Также время от времени второй Сергей вставал с места и ударял в большой и сияющий, как солнечный диск, гонг, установленный посередине сцены. Этот инструмент особенно гармонировал с общей тональностью вечера и его названием: «Солнце внутри».

Не только о любви
Вначале Ирина немного рассказала о себе: о том, какой робкой и пугливой она была в детстве; о том, как однажды преодолела свой страх и спасла маленькую синичку, которую мучили мальчишки во дворе.
О чем были стихи Ирины Лобановой? О детстве, маме; конечно же, о любви – она была главной темой поэтического вечера. С удивлением для себя я открыл, что можно писать не только о любви несчастной, но и о счастливой, взаимной.
Запахи кофе и тебя,
Узоры ажурные на стекле.
Линия жизни моя – длинна;
В ней столько места тебе и мне.
Особо запала в душу баллада о бездомной дворняге – брошенной, замерзающей и потерявшей веру в людей: «Как много от этих двуногих боли...» И в конце – крик души автора, призыв ко всему человечеству:
Внутри самых диких и злых зверей
Прячутся самые нежные души,
Нужно лишь быть к ним чуть-чуть добрей
И верить, что все мы можем быть лучше.
Два года назад Ирина Лобанова открылась нашему городу как яркая актриса. Теперь вот предстала как поэт. Главная ценность ее стихов – теплота: кажется, что автор хочет согреть этот мир тем солнцем, что у нее внутри.

Чистая правда
Естественно, по окончании вечера у меня возникли вопросы к его хозяйке.
- Ирина, как давно вы пишете стихи?
- Начинала, как и многие подростки, лет с 13-14. Но это было несерьезно. А более осмыслено – года три назад.
- Что вас подвигло на это? Насколько я знаю, человек пишет стихи либо когда он глубоко несчастен, дабы сублимировать свои чувства, либо из конъюнктурных соображений – заработать себе какие-то дивиденды.
- Ни то, ни другое. Меня вдохновляют такие периоды жизни, когда я на подъеме, когда у меня случается что-то хорошее, радостное. Бывает, конечно, пишешь и когда грустно, но это, скорее, исключение.
- То, что вы сегодня читали, когда было написано?
- Самое раннее, про кашу, – года три назад. Остальное – совсем недавнее.
- Кому пришла идея организовать ваш авторский вечер?
- Мужу. Он – мой двигатель. Сначала долго уговаривал меня сделать группу в соцсети и выкладывать стихи туда. Уговорил. Потом убедил насчет вечера. Теперь у него новая фишка: книжку выпускать.
- То есть до недавнего времени единственным вашим слушателем был муж?
Муж и близкие друзья. В прошлом году я впервые приняла участие во Всемирном дне поэзии (ежегодный праздник, учрежденный ЮНЕСКО в 1999 году. – Прим авт.) Прислала свои произведения на специальный сайт, вошла в десятку лучших и потом читала свои стихи в Интеллект-центре.
- Мне очень понравилось ваше стихотворение про бродячую собаку. Когда вы его написали и что послужило поводом?
- Написала прошлой осенью, после того как пообщалась с волонтерами из группы «Право на жизнь», которые помогают бездомным животным. Я как-то зашла к ним на страницу и… просто слезы градом. Каждую собаку хотелось забрать себе! Меня очень вдохновила деятельность этой организации. Долго думала, как ей помочь. Вот и на сегодняшний вечер планировали раздавать бесплатные пригласительные тем, кто чем-то помог волонтерам. Но, к сожалению, вечер пришлось проводить без зрителей. Вообще, меня неприятно удивил тот факт, что в таком небольшом городе, как Ноябрьск, такое огромное количество бездомных животных. Хочется привлечь внимание к этой проблеме.
- Со сцены вы говорили о том, что в детстве были робкой, несмелой, всего боялись. Это действительно так?
- Все, что я говорила на вечере, – чистая правда.
- Как же вы с такими качествами вы выбрали профессию актрисы?
- В 11-м классе я пошла в театральную студию. Там-то все и началось, я буквально заболела театром. И потом когда ты играешь роль, то забываешь о страхе, стеснении. Сцена – это маска, которая отгораживает тебя от внешнего мира. А вот сегодня было тяжелее. Потому что я же не исполняла роль, я была самой собой. Более того, делилась своими личными переживаниями, пусть и спрятанными за рифму.
- Может то, что все проходило онлайн и не было живых зрителей, вам как-то облегчило задачу?
- Наоборот. Было непривычно и неуютно. Потому что когда ты что-то рассказываешь зрителю, делишься чем-то сокровенным, нужно видеть глаза людей. Ты ждешь ответной реакции: пусть не аплодисментов, а просто дыхания зала. А его не было – шла видеозапись, и даже тем немногим, кто присутствовал в зале, нельзя было никак проявлять себя. Изначально я планировала больше общаться со зрителями, задавать им вопросы. В итоге пришлось задавать их моим партнерам, находящимся на сцене. В общем, было тяжело. Ведь зритель для актера – это наше все.
- Знаю, что городской театр начал устраивать поэтические вечера именно с вашей подачи. Будете ли продолжать эту практику, несмотря на коронавирус и прочие препятствия?
- Будем продолжать несмотря ни на что. В ближайших планах сделать поэтический вечер к 9 Мая: будем читать военные стихи, исполнять песни времен Великой Отечественной. Что будет дальше, поживем – увидим.

Фото автора.