Кое-что о буднях участкового уполномоченного полиции
Участковый уполномоченный – одна из самых старых специальностей в отечественной правоохранительной системе. В ноябре ей исполнится 100 лет. Однако участковые были и раньше, еще в царской России. Только назывались по-другому – околоточные надзиратели. Сегодня мы расскажем об Игоре Петровиче Водзинском – одном из лучших участковых уполномоченных полиции ноябрьского ОМВД.
В 2020 году он стал финалистом всероссийского конкурса «Народный участковый», войдя в пятерку лучших в стране. Награжден двумя медалями «За отличие в службе», имеет почетную грамоту от министра МВД России и целый ряд других отличий. Но самая главная награда для майора Водзинского – искреннее уважение простых граждан, ради спокойствия которых, собственно, он и тянет свою нелегкую лямку.
Каждое утро, в 09.00, в здании местного отдела полиции проходит развод участковых уполномоченных. Начальник службы проверяет, в порядке ли у подчиненных документы, табельное оружие, сообщает последние ориентировки. После стражи порядка направляются на свои участки. Водзинский садится в видавшую виды служебную «Ладу» и едет на улицу Шевченко, 74, – там находится «офис» 6-го участка. Игорь Петрович там – главный.
В участок входят микрорайоны УТДС, УТЖС, «Оболонь», поселок «Самострой», некоторые другие периферийные части Ноябрьска. Не самые спокойные. Хотя, как признает наш спутник, сейчас в этом плане ситуация куда лучше, чем раньше. Дело в том, что при расселении ветхих домов часть проблемного контингента переехала по другим адресам. Кто-то отправился в «места не столь отдаленные», кто-то вернулся оттуда и находится под пристальным наблюдением участкового – не забалуешь.
В рабочем кабинете Игоря Водзинского можно застать разве что в часы приема граждан – три раза в неделю, с пяти до семи. В остальное время полицейский находится на вверенной территории – наведывается к тем, кто отсидел в колонии и состоит под административным надзором; к тем, кто беспробудно пьянствует и, выражаясь казенным языком, ведет антиобщественный образ жизни. Приходит и к добропорядочным горожанам – познакомиться с теми, с кем еще не знаком, узнать, все ли у них в порядке, раздать памятки о том, как не попасться на уловки мошенников. Это в наши дни самый распространенный вид преступлений.
– Казалось бы: из каждого утюга сегодня трубят о том, что ни в коем случае нельзя вести разговоры с теми, кто представляется служащими банков, правоохранительных органов и интересуются вашими банковскими картами. А уж тем более сообщать пин-коды, другую конфиденциальную информацию, – сетует участковый. – Но все равно находятся доверчивые люди, которые ловятся на эту удочку. Поэтому профилактику будем продолжать в режиме 24 на 7.
Объезжаем с Игорем Водзинским «нехорошие» квартиры. Говорит, такие есть практически в каждом доме. Везде – бардак, антисанитария. В одну квартиру и стучать не пришлось – дверь открыта, заходи кто хочешь. Двое мужиков похмельного вида встречают участкового как старого знакомого:
– Петрович, у нас все нормально. Не пьем.
– Приберитесь. Смотрите, какая грязь кругом. И мать накормить не забудьте. Есть чем?
В комнате на диване лежит пожилая женщина. Видно, что она самостоятельно не ходит и полностью зависима от своего непутевого сына.
– Не переживай, Петрович, вот продуктов купили, – хозяин квартиры открывает потрепанный холодильник.
Нередко участковый сам занимается расследованиями: проводит проверку по факту правонарушения, опрашивает свидетелей, фиксирует следы, устанавливает виновных, собирает доказательную базу. Потом все материалы передает «профильным» коллегам в ОМВД.
– Только в течение этого года лично я выявил 14 преступлений, – сообщает майор Водзинский. – Это в основном нанесение легкого и среднего вреда здоровью, кражи с банковских счетов.
И все же большая часть работы участкового – не расследования, а именно профилактика. Чтобы преступления не совершались. Мирит рассорившихся соседей, вразумляет «кухонных дебоширов», помогает устроиться на работу людям, освободившимся из мест заключения.
– Главное в нашем деле – доверие, – говорит герой нашего рассказа. – Без него не будет контакта с людьми, а без контакта не получишь нужную информацию, да и вообще вся наша работа теряет смысл.
Рабочий день Игоря Водзинского обычно заканчивается не раньше десяти вечера. А то и за полночь случается приходить домой. Но работу свою любит. Говорит, с детства хотел связать жизнь с правоохранительными органами: ловить злодеев, расследовать преступления. После окончания юрфака Тюменского университета служил следователем в Заводоуковске, потом переехал в Ноябрьск. Здесь на тот момент были только вакансии участкового. Поначалу было тяжело, потом привык, прикипел, и уже не хочет менять свою беспокойную работу ни на какую другую.
Фото автора.